Kiyevlianin Zrm (kievlyanin2015) wrote,
Kiyevlianin Zrm
kievlyanin2015

КИЕВ-1 ТОВАРНЫЙ

Железная дорога "пришла" в Киев 13 (25) февраля 1870 года с открытием моста через Днепр. Это событие значительно ускорило развитие города, окончательное превращение его в деловой и культурный центр края.

Железнодорожный мост.1870-ые.

Первоначально Киевская железнодорожная станция выполняла не только пассажирские, но и товарно-сортировочные функции. В 1886-м для этого построили специальные тупиковые ответвления (примерно на месте нынешнего пригородного вокзала). Однако уже тогда всем было понятно, что это временная мера, неспособная полностью удовлетворить запросы грузовой логистики.

Макет Киевской железнодорожной станции на 1900 год. Справа на переднем плане – тупиковые ответвления для товарных выгонов.

В 1899 году комиссия департамента Юго-Западной железной дороги определила направления реконструкции Киевского железнодорожного узла. В частности, предусматривалось строительство нового пассажирского вокзала вместо устаревшего здания 1870 года, а также создание отдельной товарно-сортировочной станции. Жизнь не замедлила подтвердить правильность и актуальность этих решений: открытие сообщений Киев–Полтава и Киев–Ковель значительно увеличили нагрузку на железнодорожную инфраструктуру города.

Здание киевского железнодорожного вокзала, построенное в 1867-1870-гг. по проекту арх. Ивана-Фридриха Вишневского, находилось в районе современного вокзала. Комплекс состоял из двух- трехэтажных объемов, соединенных одноэтажными галереями. В 1910-х гг. разобрано.

Главным проектировщиком и руководителем работ был назначен архитектор, сотрудник Управления Юго-Западной железной дороги, специалист в области железнодорожных сооружений Александр Матвеевич Вербицкий. Территорию товарной станции определили южнее пассажирского вокзала, сделав "ответственной" за транспортную связь с городом улицу Полицейскую (сейчас Ивана Федорова).

Так как железнодорожная магистраль проходила вдоль Лыбеди (а как иначе можно было протиснуться между многочисленными холмами?), то перед началом строительства русло реки на протяжении 2 км уложили в каменный канал шириной 18 м, а на бывших заливных лугах проложили более 20 путей для товарных поездов.

Лыбедь возле Киев-1 Товарного. Сейчас ширина русла явно меньше 18 м.

Территорию обеспечили автономными системами электрического освещения (установлено 80 фонарей), отопления, водопровода и канализации. Через насосную станцию водопровод подключался к городской сети. В отдельных зданиях были устроены теплые ватерклозеты с автоматическим сливом. При возведении сооружений на пойменных почвах использовались буронабивные сваи системы инженера Антона Эмильевича Страуса. Всего к 1907 году было построено более 10 основных и дополнительных сооружений. До наших дней дошло шесть: товарная контора, два корпуса пакгаузов, насосная станция водопровода, жилой дом для работников станции и дом дежурной для кондукторов.


ТОВАРНАЯ КОНТОРА (ул. Ивана Федорова, 32; быв. Полицейская)
Расположена слева от главного въезда на территорию станции, на террасе, укрепленной с юго-востока подпорным гранитным забором высотой около двух метров. В здании предусматривались все виды инженерного обеспечения: водопровод, канализация, центральное отопление, вентиляция с очисткой воздуха, электрическое освещение и телефонная связь. Вокруг здания проложили дренаж из бетонных труб. Фундаментная бетонная подушка лежит на буронабивных сваях системы Страуса (забито 411 свай, каждая длиной около 12 м). Первоначальный внешний вид определялся сочетанием открытой кирпичной кладки с лепными элементами. Во время текущих ремонтов много аутентичных деталей отделки экстерьера и интерьера были утрачены.

Железнодорожный мост_1870-е.jpg
Проект фасада здания товарной конторы – образец киевского модерна.

Дом двухэтажный с подвальным помещением для инженерного оборудования, кирпичный, побеленный, на высоком цоколе, обложенном гранитными блоками с колотой поверхностью. В плане Т-образной конфигурации, с ризалитами и раскреповками.

План 1-го этажа здания товарной конторы.

Фасады различны по композиции. Их основными архитектурными украшениями являются завершающиеся аттиками ризалиты вдоль продольного главного фасада и заканчивающиеся лучковыми щипцами с чердачными окнами раскреповки входов и боковых фасадов. Приподнятые ограничительные столбики аттиков и щипцов, а также форма плоскостного венечного карниза типичны для модерна. Этому же стилю соответствуют разнообразно сгруппированные удлиненные окна (двойные, тройные, четверные), рисунок декоративных деталей, ведущее место среди которых занимает широкий пояс из стилизованных каштановых листьев на уровне перемычек окон второго этажа. Все декоративные элементы изготовлены из бетона – самого модного материала того времени.

Южная сторона.

Северная сторона.

На террасу перед лицевым фасадом ведут трехмаршевые гранитные ступени, за которыми по оси парадного входа распланирована круглая клумба со скульптурой "Мальчик, держащий гуся". Центр фасада выделен трехосной входной раскреповкой с лучковым щипцом. На фризе щипца – надпись: "Товарная контора", разделенная пополам картушем с аббревиатурой "Ю-3". Все буквы рельефные, основная надпись выполнена шрифтом "Беклин".

Центральный вход.



В центре западного торцевого фасада, в щипце, на фоне дугообразного орнаментированного фриза помещено дату "1907", под окном оборудован французский балкон с модернистскими решеткой, состоящей из тройных вертикальных стержней.

Западная сторона.


Здание отличается высоким качеством архитектурного и конструктивного решения. Сейчас здесь размещается административный корпус железной дороги.


ПАКГАУЗЫ (ул. Ивана Федорова, 32; быв. Полицейская)


Расположены напротив главного въезда, в глубине территории товарной станции. Построены в виде двух параллельных корпусов общей длиной почти 500 м, и состоящие из отдельных грузовых секций, к каждой из которых подведены железнодорожные ветки. У въезда на станцию секции расположены в одну линию (20 в обоих рядах), далее – ступенчато (по четыре в каждом ряду). Благодаря такому секционному делению грузовой состав можно формировать по мере заполнения вагонов.

Вдоль корпусов оборудованы грузовые платформы. Ранее их защищали навесы на ажурном металлическом каркасе. Внутреннее пространство секций дополнительно освещалось фонарем дневного освещения, вмонтированном в крышу на арочных фермах. Во время Второй мировой эти оригинальные навесы и крыша были уничтожены, после войны восстановлены в упрощенном виде.

До 1917 года.

Корпуса пакгаузов оформлены в стиле модерн. Наиболее ярко стилевые признаки проявляются на обращенных к въезду торцевых фасадах. Ось каждого из них подчеркнута удлиненной перспективной нишей, полуциркульное завершение которой украшено замковым камнем, нижняя часть – полочкой на стилизованном желобчатом кронштейне. Угол фланкирован рустованными лопатками, щипец лучкового абриса декорирован по краям тремя глухими разновысокими арками (первоначальная венечная часть щипца утрачена). Вдоль ниши идет широкий горизонтальный пояс из кирпичных косых крестов.

Пакгаузы – типологически редкие и самые большие в Киеве образцы железнодорожного складского строительства начала XX века.



НАСОСНАЯ СТАНЦИЯ (ул. Ивана Федорова, 28; быв. Полицейская)


Находится на берегу Лыбеди. Предназначалась для машинного зала, где, кроме насоса, был установлен водомер, контролировавший уровень воды в реке. Вся система подключала водопровод товарной станции к городской сети. Архитектура сооружения соответствовала другим объектам киевского водопровода начала XX века.


Здание одноэтажное, кирпичное, в плане квадратное, оформлено в кирпичном стиле. Под деревянным зашитым карнизом – декоративный пояс из дентикулов, на высоте оконных фрамуг – полоса поребрика, размещенная по периметру сооружения. Простенки украшены вертикальными филенками. Вход защищен современным навесом.

товарная контора_план 1-го этажа.jpg

В настоящее время строение приспособлено под офис частной фирмы.


ЖИЛОЙ ДОМ ДЛЯ РАБОТНИКОВ СТАНЦИИ (ул. Ивана Федорова, 26; быв. Полицейская)
На углу с улицей Казимира Малевича (быв. Бульонная) с отступом от красных линий застройки. Дом был спроектирован вместе с надворными службами (сарай, туалет и погреб) и садом, часть которого сохранилась. Визуально здание воспринимается с разных сторон, что обусловило соответствующее решение каждого из фасадов, оформленных в стиле модерн.

Лицевой фасад.

Дворовой фасад.

Торцевой фасад.

Дом двухэтажный кирпичный, в плане прямоугольный, отштукатуренный, окрашенный, цоколь – из гранитных блоков. Вероятно, первоначально на каждом этаже было по две квартиры, впоследствии обустроено двенадцать.

План второго этажа жилого дома.

Симметричная композиция лицевой фасада, обращенного на улицу Федорова, основана на семи оконных осях. Вторая и шестая содержат входы, подчеркнутые раскреповками с прямоугольными парапетами в окончаниях. Порталы входов сформированы пилонами с навесами, над ними – строенные окна. Центральная часть фасада – четырехосная на первом этаже и трехосная – на втором, с выходом на полукруглый в плане балкон. Дворовый фасад трехдольный, центральная пятиосевая часть выделена раскреповкой. В центре торцевых фасадов размещены строенные окна (на втором этаже – с выходом на длинный балкон). Форма окон и входов прямоугольная. В отделке фасадов применен бетон. Наиболее интересными являются краеугольные блоки под карнизом, украшенные стилизованным модернистичным орнаментом. В той же стилистике выполнены решетки балконов.


ЗДАНИЕ ДЕЖУРНОЙ ДЛЯ КОНДУКТОРОВ (ул. Ямская, 8)


На красной линии застройки улицы. Одноэтажный, кирпичный, окрашенный, в плане прямоугольный с пристроенными позже разновеликими крыльями по бокам тыльного фасада. Цоколь оштукатурен под камень с колотой поверхностью. Оформлен в кирпичном стиле с элементами неоклассицизма, которые сохранились на лицевой и торцевом фасадах. Лицевой фасад асимметричен: раскреповка входа под треугольным щипцом разделяет его на трехоконную (справа) и пятиоконную (слева) части. Форма входа и окон прямоугольная, в щипце – полукруглое окно с рустованным архивольтом. Подчеркнутый белым цветом кирпичный декор состоит из двудольного гладкого фриза, плоскостных наличников, сливающихся с фризом, наружных и простеночный лопаток, рустованных в нижней части. Межоконные лопатки завершены накладками с двумя вертикальными бороздами и зубчатым краем. Архитектура здания характерна для пристанционных сооружений начала XX века.


* * * * *
Применение технических и архитектурно-строительных новаций в сочетании с творческим мастерством Александра Вербицкого дают все основания считать комплекс товарной станции одним из лучших образцов железнодорожного строительства начала XX века.


Источники:
1. Звід пам'яток історії та культури України. Енциклопедичне видання у двадцяти восьми томах. Київ. Кн 1. Ч. 3. С–Я Відповідальний редактор П.Тронько.– К.: Головна редакція Зводу пам'яток історії та культури України при видавництві "Українська енциклопедія" ім. М.Р. Бажана – 2011 – С. 1217–2197.
2. Очень современная железнодорожная старина.
3. Пам'ятки історії та культури України: Каталог-довідник. Зошит 2: Каталог-довідник пам'яток історії та культури України: м. Київ / В. О. Горбик (кер. автор. колект.) та ін. – К. – 2007. – С. 277.
4. Григорий Мельничук Макет жд станции "Киев-Пассажирский" начала ХХ века // Блог "Машина времени следует по расписанию".
Tags: Вербицкий А.М., Киевский ж-д узел, Страус А.Э., Федорова улица, Ямская улица
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments