Володимир Мазур (kievlyanin2015) wrote,
Володимир Мазур
kievlyanin2015

ПРОТАСОВСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЕПРОВОД

Путепровод со стороны улицы Ивана Федорова.

До 1880-х годов между двумя "зелеными зонами" Киева – урочищем Протасов Яр и Байковой рощей протекал ручей. Он пересекал железную дорогу и в районе окончания Полицейской улицы (сейчас Ивана Федорова) впадал в Лыбедь. Чтобы железная дорога могла разминуться с водоемом, был проложен мост.

Фрагмент карты 1880 года. Ориентация на юго-запад. Красная стрелка указывает на ж/д мост через синяя – место слияния с Лыбедью, коричневая – окончание улицы Полицейской.

Затем часть рощи вырубили, и по заказу военного ведомства выстроили так называемый "сухарный завод" (для централизованного снабжения армейских частей сухарями и другими хлебопродуктами). Он представлял собой комплекс из зернохранилища, мельницы, хлебопекарни, складских помещений и паровой машинной станции.

Фрагмент карты начала 1890-х. Ориентация на северо-восток.

Разумеется, новое предприятие нуждалось в удобной транспортной развязке: ручей был спрятан в коллектор, над ним от завода до Полицейской и Деловой улиц прошла дорога, а для того, чтобы она не пересекалась с железкой, последнюю пустили по путепроводу.

Фрагмент карты 1895 года.  Вместо ручья дорога, выходящая под ж/д мостом к улицам Деловая и Полицейская.

Этот первый протасовский железнодорожный мост просуществовал до 1920 года, когда отступающие поляки громко "хлопнули дверью", выведя из строя все хозяйство железной дороги и разрушив мосты через Днепр. Заодно с пакгаузами станции "Киев-Товарный" сгорел и расположенный неподалеку сухарный завод.

Разрушенный сухарный завод.

В разрушенном состоянии его корпуса простояли лет десять. Наконец, сгоревшие конструкции разобрали, оставив только часть внешних стен. На их основе по проекту инженера Куклина в течение 1930 года возвели здания двух фабрик: трикотажной (бывшая трикотажная фабрика им. Розы Люксембург – крупнейшая в Украине, сейчас ЗАО "Роза") и швейной (после войны перенесена на Жилянскую, в освободившееся же помещение въехала хлобкопрядильная фабрика, сейчас ОАО "Бавовнянка").

Швейная (слева) и трикотажная (справа) фабрики. Возведены в модном тогда конструктивистском стиле.

И вновь встал вопрос транспортной развязки. На тот момент улицы Зарудного (быв. Полицейская, сейчас Ивана Федорова) и Степана Разина (Протасов Яр) разделял железнодорожный переезд. Вместо него к 1935 году возвели новый четырехлинейный путепровод. Его высота предусматривала возможность прокладки трамвайных путей, и в 1935 – 1941 годах сотрудники фабрик добирались к своему месту работы на трамвае № 15.

Фрагмент плана 1932 года. Красная стрелка указывает на ж/д переезд.

Фрагмент карты 1935 года. Красный эллипс указывает на четырехлинейный путепровод, фиолетовый – на конечную 15-го трамвая возле трикотажной фабрики.

Просуществовал Протасовский мост только до сентября 1941 года, когда был взорван оставлявшей Киев Красной Армией. После освобождения города на скорую руку возвели временный путепровод – из пакетов металлических двутавровых балок на деревянных рамных опорах.

Капитальное восстановление моста началось в 1949 году. Сначала исследовали сохранившиеся фундаменты и их взаимное расположение. На основе полученных данных в 1953-м специалисты "Киевгипротранса" – архитектор Г.Ф. Домашенко (руководил также восстановлением Киевского вокзала) и инженер Нововарский – разработали технический проект пятилинейного путепровода.

Сооружение состоит из четырех отдельных секций. Расстояние между осями первой и второй (начиная отсчет от "Киев-Товарного") составляет 59,0 м, между второй и третьей – 53,0 м, третья и четвертая разделены лестницей, ведущей на станцию "Протасов Яр".

Лестница между третьей и четвертой секциями.

Первая секция рассчитана на пропуск одного пути, вторая и третья – двух, четвертая – одного.
Секции имеют вид двупрогонных мостов, с размещением в каждом прогоне двух транспортных полос для автомобильного проезда и тротуара (до реконструкции улицы Протасов Яр в 2002–2003 годах в каждом прогоне вместо двух транспортных полос была одна плюс разделительная полоса в виде газона). Высота мостов позволяет прокладку трамвайной линии, однако после войны маршрут до трикотажной фабрики не восстанавливали.


Система путепровода построена с применением железобетонных балок длиной 11,8 м и опор из бетона и железобетона. Опоры возведены на местах сохранившихся фундаментов – деревянных свай диаметром 0,26 м. Быки опор – прямоугольные аркады, увенчанные лучковыми перемычками.

Аркада с лучковыми перемычками.

Декоративная отделка вертикальных поверхностей наружной части конструкций путепровода имитирует облицовку искусственным камнем. На самом деле все бетонные поверхности отштукатурены с применением цементного раствора с кристаллической крошкой. Чтобы закрыть детали конструкций в местах их выхода наружу, применен декоративный карниз на основе бетонных профилированных блоков на длину пролетов. Все пролетные элементы секций в верхней части имеют металлическое ограждение в виде решетки. Ранее каждая решетка была декорирована "звездой в лавровом венке". С некоторых это главное украшение ушедшей эпохи сейчас убрано.


Запроектированные осветительные устройства – наземные светильники высотой 5,0 м и стеновые, в виде бра, либо не были сделаны, либо не сохранились до наших дней.

Протасовский путепровод, наряду с Соломенским, представляет собой монументальное сооружение, полностью соответствующее общим тенденциям в отечественной архитектуре послевоенной эпохи.
Путепровод со стороны улицы Протасов Яр.


Источники:
1. Звід пам'яток історії та культури України. Енциклопедичне видання у двадцяти восьми томах. Київ. Кн 1. Ч. 3. С–Я Відповідальний редактор П.Тронько.– К.: Головна редакція Зводу пам'яток історії та культури України при видавництві "Українська енциклопедія" ім. М.Р. Бажана – 2011 – С. 1217–2197.
2. М. Кальницкий  Промышленный гигант у Протасова Яра.
Tags: Протасов Яр улица, Протасовский путепровод, Федорова улица
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments