Володимир Мазур (kievlyanin2015) wrote,
Володимир Мазур
kievlyanin2015

ДОМ НА БАНКОВОЙ, 3


Здание построено в 1937 году по проекту Льва Николаевича Киселевича. В Киеве этот архитектор запомнился как один из авторов самого раннего, не реализованного проекта ЦУМа, предусматривавшего появление крупномасштабных скульптурных групп.

Лев Николаевич Киселевич также автор множества учебников. Данный написан в соавторстве с И.Л. Рабиновичем и издан в 1958 году.

Дом на Банковой шестиэтажный кирпичный, снизу облицован гранитными блоками. Окна второго этажа имеют полуциркульные окончания, остальные – прямоугольные, под окнами – лепные розетки. Строение завершается широким карнизом с фигурными консолями и розетками. Вход в здание с торца – в виде эркера высотой в два этажа.

Фрагмент главного фасада и боковой вход в виде эркера.

С 1967-го и вплоть до самой смерти 27 февраля 1988 года на четвертом этаже левого крыла дома в трехкомнатной квартире № 25 проживал советский украинский артист балета, балетмейстер, хореограф, режиссёр, фольклорист, народный артист СССР Вахтанг Иванович Вронский (наст. фамилия – Надирадзе).

План трехкомнатной квартиры.

В 1954–1969 годах Вахтанг Иванович был главным балетмейстером Киевского театра оперы и балета им. Т. Шевченко. Среди поставленных им спектаклей: "Щелкунчик" Петра Чайковского, "Раймонда" Александра Глазунова, "Ромео и Джульетта" Сергея Прокофьева, "Спартак" Арама Хачатуряна, "Лилея" Константина Данькевича, "Лесная песня" Михаила Скорульского, "Поэма о Марине" Бориса Яровинского.

Последнее произведение особо выделено критиками. Отмечалось крайне удачное раскрытие женского образа. Фактически, балет был воспринят как моноспектакль – настолько эмоционально концентрированным являлся образ Марины, ее фигура занимала доминирующее положение во всех сценических эпизодах, вокруг нее происходило развертывание всего действия. Остальные персонажи играли роль вспомогательных героев, призванных отчетливее осветлить характер девушки, ее героический подвиг.

В последние годы жизни Вахтанг Вронский руководил театром классического балета, поставил "Легенду о Киеве" Климентея Доминчена, "Украинская гран-па" Юхима Русинова, "У Соломии" Алексея Рябова.

Могила Вахтанга Вронского на Байковом кладбище.


Источники:
1. Звід пам'яток історії та культури України. Енциклопедичне видання у двадцяти восьми томах. Київ. Кн 1. Ч. 1. А–Л Відповідальний редактор П.Тронько.– К.: Головна редакція Зводу пам'яток історії та культури України при видавництві "Українська енциклопедія" ім. М.Р. Бажана – 1999 – 584 с.
2. Олена Мокроусова  Цементні мешканці Хрещатика або Життя на фасадах // Культурна спадщина Києва: дослідження та охорона історичного середовища. — К.: АртЕк – 2003 – C. 113—124.
3. А.М. Король  Жіночі образи в оригінальних балетах в. Вронського "Олеся" та "Поема про Марину" // Вісник Національної академії керівних кадрів культури і мистецтв № 4’2018
Tags: Банковая улица, Вронский В.И., Киселевич Л.Н.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment