Kiyevlianin Zrm (kievlyanin2015) wrote,
Kiyevlianin Zrm
kievlyanin2015

ДОМ, ГДЕ ЖИЛИ ХУДОЖНИКИ (ул. Круглоуниверситетская, 6; быв. Университетско-Круглая, 11)


Здание построено на рубеже XIX и XX веков по заказу почетного гражданина Захария Павловича Мировича. В историю Киева этот домовладелец вошел как один из хозяев "дома Булгакова". Именно при нем семья профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова перебралась на Андреевский спуск. Сам Мирович там не жил, предпочитая сдавать все помещения в аренду.

В отличие от "дома Булгакова", который Мирович продал в 1909 году, участком на Университетско-Круглой он владел вплоть до установления Советской власти. Этот доходный дом, как и его собрат на Андреевском, также известен своими творческими жильцами. Здесь в квартире № 5 на третьем этаже в 1904–1915 и 1920 годах жила вместе с матерью Александра Александровна Экстер – художница, сценограф, педагог, ярчайшая представительница европейского кубизма и футуризма.

Александра Экстер возле своих картин

В 1911-м Анна Горенко свое первое стихотворение, подписанное псевдонимом Ахматова, посвятила именно Александре Экстер.

    Старый портрет
                      А.А. Экстер

Сжала тебя золотистым овалом
Узкая, старая рама.
Негр за тобой с голубым опахалом,
Стройная белая дама.

Тонки по-девичьи нежные плечи,
Смотришь надменно-упрямо;
Тускло мерцают высокие свечи,
Словно в преддверии храма.

Возле на бронзовом столике цитра,
Роза в граненом бокале…
В чьих это пальцах дрожала палитра,
В этом торжественном зале?

И для кого эти жуткие губы
Стали смертельной отравой?
Негр за тобою, нарядный и грубый,
Смотрит лукаво.

Своим творчеством Александра Александровна не только открывала новые грани художественного авангарда, но и вдохновляла на поиски других мэтров. Например, кубисты считали цвет незначительным и избегали ярких красок. Но в 1914 году красочный "Натюрморт с писанками" Экстер перевернул все вверх дном. После общения с художницей Пикассо, родоначальник кубизма, резко расширил свою палитру и смело принял всю гамму цветов, не обходя стороной и контрасты.

А.А. Экстер. "Натюрморт с писанками". 1914 г. Государственный Русский Музей.

В 1915-м Александра Экстер вступила в группу Казимира Малевича "Супремус". Ее манера реализации идей супрематизма более привлекала как зрителей, так и критиков, нежели "сухая" живопись Малевича. По слухам, Экстер была единственной, кого Казимир Северинович, маниакально боявшийся воровства идей, пускал в свою мастерскую.

В 1923 году, будучи уже маститой художницей и сценографом, имея собственную школу (в 1920-м школа-студия Экстер располагалась на Круглоуниверситетской), Александра Александровна готовила декорации к спектаклю Александра Таирова "Ромео и Джульетта" на сцене Московского Камерного театра. Ее ждал успех, причем только ее –за роскошные декорации – в отличие от самого представления, получившего массу негативных отзывов. Говорили, что своими творчеством Экстер затмила игру актеров. Театровед Абрам Эфрос тогда написал: "Таиров вызвал духов, с которыми не справился. Самым могущественным из них была Экстер".

А.А. Экстер. Эскизы театральных костюмов к спектаклю "Ромео и Джульетта".

После отъезда Александры Александровны в Москву в ее бывшей квартире на Круглоуниверситетской разместилась студия художника-авангардиста (кубофутуризм, конструктивизм, экспрессионизм), театрального художника, иллюстратора и архитектора Вадима Георгиевича Меллера.

Вадим Меллер, сын высокопоставленного чиновника Министерства юстиции Российской империи, был очарован стихией революции. Он оформлял массовые революционные праздники, спектакли, создавал архитектурные проекты. В 1922 году Лесь Курбас пригласил художника к сотрудничеству в недавно созданном театре "Березиль". Курбас и Меллер в полной мере использовали ресурс знака, символа, условного образа. Синтез идей торжествовал на сцене: симфония движения, феерия цвета, пафос без границ. Вадим Георгиевич был активным сторонником "культурного синтеза", программы, которая должна была объединить архитектуру, театр, кино, пространство, просвещение. Он, как и Лесь Курбас, пережил общее увлечение техникой и агитзрелищами – "детским заболеванием" всех "левых" художников 1920-х годов. В 1925-м Вадим Меллер стал первым художником из России/СССР, который получил золотую медаль на Международной Выставке Современного Индустриального и Декоративного Искусства в Париже (Ар-деко).

В.Г. Меллер. Эскизы костюмов.

В 1926 году вместе с театром "Березиль" Меллер уехал в Харьков. А в квартиру № 5 перебрались художники из Объединения современных мастеров Украины (ОСМУ). Эта организация была создана в 1927 и просуществовала до 1932-го, когда всех стали загонять в Союз художников СССР.

В настоящее время Приказом Министерства культуры и туризма № 706/0/16-10 от 15.09.2010 года дом на Круглоуниверситетской, 6 признан памятником градостроения и архитектуры.


Источники:
1. Звід пам'яток історії та культури України. Енциклопедичне видання у двадцяти восьми томах. Київ. Кн 1. Ч. 1. А–Л Відповідальний редактор П.Тронько.– К.: Головна редакція Зводу пам'яток історії та культури України при видавництві "Українська енциклопедія" ім. М.Р. Бажана – 1999 – 584 с.
2. Адресная и справочная книга "Весь Киев". 1899 год. Издание М.Л. Радоминского и А.А. Рогозинского.
3. Справочник "Весь Киев". 1906 год. Издание С.М. Богуславского. Типография 1-й Киевской Артели.
4. Адресная и справочная книга "Весь Киев" на 1915 год С.М. Богуславского – К.: Типография 1-й Киевской Артели Печатного Дела.
5. Олександра Екстер — амазонка українського авангарду // Радіо "Арістократи"
6. Александра Александровна Экстер
7. Презентація на тему "Лесь Курбас" (варіант 2)
// Збірник готових домашніх завдань, підручників, презентацій та матеріалів з літератури
8. Интернет-ресурс "Новий звіт пам'яток історії та культури"
Tags: Круглоуниверситетская улица, Меллер В.Г., Мирович З.П., Экстер А.А.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment