Володимир Мазур (kievlyanin2015) wrote,
Володимир Мазур
kievlyanin2015

КАК ПОСТРОИТЬ ДОМ, НЕ ПОТРАТИВ НИ КОПЕЙКИ (ул. Банковая, 10)

Среди киевских зодчих, работавших в стиле модерн, особое место занимает творчество Владислава Владиславовича Городецкого. В отличие от подавляющего большинства своих коллег, этот архитектор использовал "природные" мотивы не только в декоративных композициях, но и в планировке возводимых зданий. Классическим примером такого подхода является знаменитый "дом с химерами".


Об истории и художественных особенностях творения Городецкого сказано немало. Но широкой публике практически неизвестна экономическая сторона вопроса. А ведь именно при постройке этого дома Владислав Владиславович проявил себя не только как талантливый архитектор, но и как первоклассный бизнесмен, не потративший ни копейки на осуществление своего проекта.

банковая10(1).jpg
Усадьба Меринга, 1872–1876 гг. Фотография сделана с возвышенности, где сейчас "дом с химерами".

Считалось, что этот узкий, на крутом откосе, участок бывшей усадьбы Меринга не представляет ценности для строительства. И все равно, пока строительная лихорадка набирала обороты, цена на землю была достаточно высока. Городецкий дождался падения стоимости, и только 1 февраля 1901 года приобрел участок. А так как покупал он землю у Киевского акционерного домостроительного общества (в сокращении – КАДО), с которым плодотворно сотрудничал (не зря одна из улиц, построенных КАДО, теперь названа в честь Городецкого), т.е. у "своих", то смог договориться, чтобы купчая была оформлена сейчас, а рассчитывался он только после постройки дома, когда тот начнет приносить прибыль. После оформления купчей, Городецкий тут же взял кредит под залог только что приобретенного участка, опять-таки у "своих" – кредитором выступило Киевское кредитное общество, председателем которого был друг Городецкого архитектор Георгий Павлович Шлейфер (также являвшийся директором КАДО). Затем, заложив первый этаж, Владислав Владиславович взял кредит на второй, а заложив второй – на третий… По этой схеме он возвел все шесть этажей и крышу за один строительный сезон — с весны до осени 1901-го.

банковая10(1).jpg
Проезд во двор дома Городецкого.

К строительству дома Городецкий привлек своего партнера и друга – инженера Антона Страуса – изобретателя эффективной для своего времени технологии устройства набивных бетонных и железобетонных свай. Партнеры уже имели опыт строительства зданий на сваях. Так был возведен Николаевский костел на Большой Васильковской. Здесь же из-за перепада рельефа Страус предложил соорудить специальный ступенчатый фундамент: свайный с одной стороны и ленточный с другой (Об ошибочности подобного решения тогда никто не догадывался: в 1990-х дом раскололся на стыке двух фундаментов. Одна часть здания на 33 см наклонилась в сторону резиденции Президента Украины, другая – на 10 см в сторону театра имени Ивана Франко.)

Как уже говорилось, к осени 1901 года дом был построен. Но набирающий обороты экономический кризис оставлял очень мало шансов на окупаемость проекта. В этой ситуации Городецкий понял, что его детище должно кардинально отличаться от других зданий, чтобы арендатор выбрал именно его. Вот и возникла идея украсить фасады дивными африканскими животными, рыбами, дельфинами, лягушками, русалками, рыболовными сетями. Это наверняка привлечет внимание публики!.. Лучший материал для столь смелых художеств — цемент. И тогда Владислав Владиславович воспользовался своим статусом акционера цементного завода "Фор" — полагающиеся ему дивиденды взял не деньгами, а цементом. Скульптурные украшения по собственным эскизам выполнил скульптор Элио Саля – еще один партнер и друг Городецкого, оформитель многих его творений, включая Городской музей древностей (нынешний Национальный художественный музей) и караимскую кенасу.

Элио Саля. Львица над поверженным орлом. Скульптурная композиция в ограде дома.

Подпись автора и дата на цоколе скульптуры.

Необычное здание породило множество легенд. Первая, озвученная еще в период возведения, повествовала о том, что Городецкого спровоцировали на постройку дома его коллеги Александр Кобелев и Владимир Леонтович, с которыми Владислав Владиславович заключил пари.

Следующая легенда относится к декору здания. Говорят, если найти среди многочисленных зверей скульптуру маленького крокодильчика, то можно загадать любое желание, и оно обязательно сбудется.


И, наконец, миф нашего времени. Якобы, если соединить "дом с химерами" Городецкого, дом с горгульей на Большой Житомирской, 8а и дом с чертиком по Гоголевской, 23, то получится правильный треугольник, в центре которого будет София Киевская. И именно это темное окружение не дает сакральному месту распространить благодать на всю страну, что и приводит ко всем несчастьям нашей жизни. Единственное возражение – на доме Городецкого нет ни одной химеры. А верить или нет в мистическое окружение Софии – дело каждого.



Источники:
1. Другой Городецкий //Деловая столица, 16/06/2013
2. О. Ільченко  Місто з химерами – К.: Гран-Т – 2010 – 160 с.
3. А. Бєломєсяцев  Архітектура Києва кінця XIX – початку XX століття // Сучасні проблеми дослідження, реставрації та збереження культурної спадщини. Випуск 8 – К.: Фенікс – 2012
Tags: Банковая улица, Городецкий
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments