Kiyevlianin Zrm (kievlyanin2015) wrote,
Kiyevlianin Zrm
kievlyanin2015

Categories:

ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ

Река Збруч, протекающая ныне на границе Тернопольской и Хмельницкой областей Украины, в 1848 году разделяла две империи: Российскую и Австро-Венгерскую. Лето тогда было очень жаркое и водоем сильно обмелел. В результате местные жители заметили в воде нечто необычное: в одном месте вода как бы "подскакивала", обтекая неизвестное препятствие. Сначала решили, что имеют дело с утопленником.

С российской стороны представители властей не проявили никакого интереса, а вот австрийский таможенник не поленился полезть в воду, где и убедился, что имеет дело с неким каменным изваянием. Столп вытащили из воды и доставили в имение местного помещика Константина Заборовского. Тот долго ломал голову, что делать с найденным каменным истуканом, и в конце концов подарил его графу Мечиславу Потоцкому, известному коллекционеру и собирателю древностей, который жил в соседнем селе Коцюбинчиках.

Потоцкий посчитал, что найденный артефакт — это языческий бог западных славян Святовит, и сначала установил его в центре села. Но набожные крестьяне начали бурно протестовать, чтобы пан убрал статую "какого-то турка" прочь, ибо она приносит несчастья; в противном случае они грозились разбить истукан на куски. Время было неспокойное, и пан Мечислав счёл за благо спрятать идола с глаз долой. После некоторых раздумий граф отправил его в более надёжное место — в Краковский Ягеллонский университет.

Ныне идол хранится в Краковском археологическом музее, а его копии в натуральную величину установлены во многих городах — в Киеве (1974 год), Одессе, Переяслав-Хмельницком, Тернополе, Сатанове, Варшаве, Вильнюсе, Гродно и даже Москве.

Как описывается и трактуется идол?


Статуя разделена на три горизонтальных яруса. Высота верхнего — 160 см, среднего — 40 см, нижнего — 67 см. Таким образом, на идоле имеется 12 отдельных секций. Одна из секций нижнего яруса пуста, остальные же 11 содержат по одному изображению.

Верхняя часть статуи оформлена в виде округлой шапки с меховой опушкой, одетой на двух женщин и двух мужчин в длинной подпоясанной одежде. Одна женщина изображена с рогом и идентифицируется учёными как Мокошь (на рисунке – б), богиня урожая, вторая — с кольцом – это Лада (на рисунке – а), богиня весны, покровительница брака и любви. Мужчины изображены: первый — с конём и мечом, эти атрибуты свойственны Перуну (на рисунке – в), богу грозы и войны; второй — с солярным знаком на одежде (кругом с шестью лучами внутри него) – Дажьбог (на рисунке – г), бог плодородия и солнечного света или Хорс, бог солнца. (Сейчас многие исследователи склоняются к мнению, что "Хорс" – это ираноязычный аналог Даждьбога, воспринятый славянами, т.е., Хорс и Даждьбог – одно божество.)

Богиня Лада

Средний ярус схож с верхним; однако, его фигуры значительно мельче. Здесь изображен мир людей. Образы также разделены по половому признаку: под женскими фигурами верхнего ряда находятся женские, под мужскими — мужские. Люди, как и боги, одеты в длинные платья, но без пояса. Они изображены с расставленными руками, образуя хоровод.

На грани нижнего яруса, противопоставленной пустой, изображён усатый мужчина, стоящий на коленях и поддерживающий обеими руками средний ярус – землю (на рисунке – б). На двух прилегающих гранях нижнего яруса эта же фигура показана сбоку и обращена коленями к лицевой грани. Таким образом, представляется возможным определить лицевую сторону всего идола. Т.е., из верхних богов лицевая сторона отдана Мокоши. Мужское божество, держащее на себе Землю, может быть сопоставлено с Велесом (Волосом).

Боги Мокошь и Велес.

Таким образом, мы видим, что на трех ярусах Збручского идола поместилась вся картина Вселенной древнего славянина с ее тремя мирами: верхним – небесным божественным, срединным – земным человеческим, и нижним миром предков и земных глубин. Все это символизирует важнейшие для человека функции: свет, изобилие, плодовитость, безопасность и покровительство предков. Здесь даже может идти речь об объединении всех этих божеств в одном, то есть о предпосылках монотеизма. К такому выводу подводит шапка с опушкой, венчающая идола, которая была известна на Руси как княжеский головной убор, символ верховной власти. В данном случае обозначающий единого главного бога, объединившего все уровни Вселенной. Интересная версия, которая может подтолкнуть к изменению учебников по древней религии славян.

Боги Перун и Даждьбог(Хорс)

Однако пока эта теория заставляет ученых лишь усомниться в подлинности идола. Во-первых, это единственное изваяние, где одновременно представлены божества и люди и где изображенные герои объединены верховной монотеистической шапкой. Во-вторых, исследования показали, что количество кальцитовых отложений, которые должны были во множестве присутствовать на камне, если бы он лежал в реке действительно с XIII века, не соответствует времени, проведенному в воде. Их намного меньше. В-третьих, некоторые предметы, изображенные на идоле, например, сабля божества с верхнего яруса, рог богини с лицевой стороны и прочие детали, не соответствуют культурным традициям IX–X веков и относятся к более позднему времени. Как версию, ученые высказывают мнение, что идол явился плодом исторической фантазии польского поэта-романтика начала XIX века Тимона Заборовского, старшего брата хозяина усадьбы, находившейся недалеко от места находки. А уж зачем он положил статую в реку — неизвестно. Может быть, ради шутки.

В феврале 2013 года во время очередных разборок между якобы "православными" и неоязычниками киевской копии идола отбили голову В 2014–м памятник был восстановлен в упрощенном виде. Найти его можно в Литовском сквере Владимирского проезда между улиц Аллы Тарасовой и Малой Житомирской.


Источники:
1. Вселенский столб. О чем молчит таинственный Збручский идол? // Итоги, № 22 (886) от 03/06/2013.
2. Збручский идол.
Tags: Владимирский проезд, Збручский идол, Литовский сквер
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments