Kiyevlianin Zrm (kievlyanin2015) wrote,
Kiyevlianin Zrm
kievlyanin2015

ДОМ КИЕВСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО РЕЛИГИОЗНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (ул. Большая Житомирская, 9)


До 1875 года здесь стояла старая деревянная церковь Иоанна Златоуста  Она была построена еще в 1631 году из материалов разобранной церкви Николая Притиска на Подоле (там начали возводить каменный храм). Место, выбранное для церкви, оказалось неудачным, так как "Ивану" (так в народе называли Златоустовскую) приходилось "конкурировать" со святынями проходящего рядом богомольческого маршрута. Начинался он в Лавре, далее – обязательное поклонение святой Варваре в Михайловском соборе и Макарию Софийскому, а уже из святой Софии – в Десятинную, Андрея Первозванного и на Подол. Дорога от Софии к Десятинной проходила мимо "Ивана", но заходить в храм было не принято – впереди маячили более значимые ориентиры.

Церковь Иоанна Златоуста в Старом Городе. Слева на заднем плане каланча и конюшни (еще двухэтажные) Старокиевской пожарной части.

Церковь не имела постоянного капитала, отсутствовал дома причта. Бедность храма особенно усилилась в 1830-х годах. И если бы не предприимчивость церковного дьяка, служителям пришлось бы очень худо. Звали дьяка Константином, в народе же он прозывался Котин. Он мастерски пользовался тем, что храм находился на пути паломников. Хитрый Котин отпирал церковь, зажигал лампадку и садился у дверей на маленькой скамеечке; перед собою ставил медную чашу с водой и кропило. Увидев богомольцев, дьяк просил пожертвовать на храм. Разумеется, люди останавливались, что давало возможность Котину завести разговор. В результате паломники не только жертвовали на церковные нужды, но и еще заходили во внутрь храма, а некоторые даже останавливались передохнуть на дворе у батюшки. Там им давали огурцов, квасу, хлеба и место под сараем, а они еще жертвовали, кто что может.

В 1859-м во время реформы приходского устройства Киева "Ивана" официально отменили, а приход для Иоанно-Златоустовского храма назначили в районе Галицкой площади. Пока там строилась новая церковь, известная как Железная, храм на Большой Житомирской продолжал функционировать. И только в 1875 году князь Трубецкой перенес старую церковь в свое имение в селе Гавронщина. Там ее освятили как Рождества Богородицы. В советское время она была обложена кирпичом, лишена завершений, однако внутри это по-прежнему старый деревянный храм.

Церковь Рождества Богородицы в селе Гавронщине.

После сноса старой церкви этот участок долго оставался пустым. Сперва он принадлежал новому Златоустовскому Железному храму, потом был передан Трехсвятительскому. В справочнике "Весь Киев" за 1899 год так и указано: "Пустопорожнее место Трехсвятительской церкви". Наконец, территорию отдали Киевскому религиозно-просветительному обществу.

Общество было основано в 1893 году, его задачи отражены в самом названии организации: товарищество имело целью расширение и укрепление православной веры и нравственности среди всех слоев населения на территории Киевской епархии. Возникновение товарищества явилось реакцией на распространение в крае протестантских течений: баптизма, малеванщины, духоборства и других. Надо сказать, что своим появлением общество опоздало лет на тридцать – в 1890-х сектантство в Киевской губернии пустило довольно-таки глубокие корни.

Товарищество проводило чтения, беседы в общественных залах, чайных, столовых, больницах, ночлежных приютах, казармах и частных домах, всего в 25 различных пунктах Киева. По содержанию чтения были не только религиозной тематики, но и историко-патриотической, медицинской, сельскохозяйственной и др. Члены общества принимали участие в организации библиотек и читален с книжными складами для продажи дешевой религиозной литературы, икон, устройстве храмов, школ, воскресных и вечерних классов для детей и взрослых.
Организация состояла из членов-деятелей и членов-соревнователей. Членами-деятелями могли стать лица, которые имели богословское образование. Все священники Киева автоматически считались членами-деятелями. Членами-соревнователей были лица, которые поддерживали общество материально. Делами общества руководила совет из восьми священников и четырех гражданских лиц.

Расцвет общества пришелся на конец XIX – начало XX веков. Например, 25 октября 1898 года в железнодорожных мастерских на лекцию "Христианский рабочий труд с точки зрения язычества и христианства" священника Дмитрия Никитина пришло более двух тысяч человек.

С 1907 года начался постепенный закат товарищества. Объясняется это несколькими причинами. Во-первых, в 1905 году вышел закон о веротерпимости, после чего начался массовый отход простого народа из православия в различные секты, т.е. общество не справилось со своей основной задачей. Во-вторых, в товариществе начался конфликт между консерваторами и либералами, что не могло не сказаться на качестве лекций. В-третьих, конкуренцию Киевскому религиозно-просветительному обществу составила вновь созданная организация – Киевское религиозно-философское общество, куда и перешло значительная часть членов первого товарищества.

До постройки собственного здания, все общие собрания просветительного общества проводились на территории Фундуклеевской женской гимназии или Киевского реального училища. В 1903 году на "пустопорожном месте" по проекту епархиального архитектора Евгения Федоровича Ермакова в псевдорусском стиле построен первоначально трехэтажный дом. Подрядными работами руководил Федот Александрович Алешин – отец известного архитектора. Позднее на доме был надстроен еще один этаж.


Ранее со стороны улицы Владимирской от основного объема здания выступал пятигранный ризалит, на третьем этаже которого находилась домовая церковь, освященная в октябре 1903 года опять-таки в честь Иоанна Златоуста. Впоследствии храм преобразовали в приходской, в 1920-х – разрушили. А в 1902-м, когда здание только строилось, на территории усадьбы возвели небольшую часовенку в честь Иконы Божьей Матери "Нечаянная Радость". Часовня действовала до 1932 года; потом находившийся тогда в здании Дом инженерно-технических работников потребовал ее закрытия. В 1970-х годах на месте ризалита, остатков часовни и углового двухэтажного здания возведен семиэтажный корпус.

Большая Житомирская, 9.1920-ые.

Большая Житомирская, 9. Начало 1970-ых.

Большая Житомирская, 9. Начало 1980-ых.


Источники:
1. Звід пам'яток історії та культури України. Енциклопедичне видання у двадцяти восьми томах. Київ. Кн 1. Ч. 1. А–Л Відповідальний редактор П.Тронько.– К.: Головна редакція Зводу пам'яток історії та культури України при видавництві "Українська енциклопедія" ім. М.Р. Бажана – 1999 – 584 с.
2. Н. Закревский  Описание Киева – М.: Типография Грачева – 1868 – 951 с.
3. Н. Лесков  Печерские антики // Собрание сочинений в 12 т.; Т.10 – М.: Правда – 1989
4. Адресная и справочная книга "Весь Киев". 1899 год. Издание М.Л. Радоминского и А.А. Рогозинского.
5. О сектантах в Киевщене // Киевская Старина – X, 1902, с. 1–16 – К.: Типография Императорского Университета св. Владимира
Tags: Большая Житомирская улица, Киевское религиозно-просветительное обще
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments