Володимир Мазур (kievlyanin2015) wrote,
Володимир Мазур
kievlyanin2015

ОТ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЦЕРКВИ СВЯТОГО ВЛАДИМИРА ДО ХРАМА ПРЕПОДОБНОЙ ЕФРАСИНИИ

В начале XIX столетия Печерск в административном отношении был поделен на две полицейские части: Дворцовую и Печерскую. Естественной границей участков послужило знаменитое Провалье: Дворцовая часть включала в себя Царский дворец с прилегающими территориями Присутственных мест (нынешний Мариинский парк) и Царского сада (теперь – Городской сад), Клов и Крещатик; в Печерскую же вошла непосредственно вся Печерская возвышенность и Зверинецкое предместье.

Но мало кто знает, что сначала первый полицейский участок назывался не Дворцовым, а Владимирским, в честь деревянной церкви святого Владимира, которая находилась вблизи Старой Печерской крепости, напротив Васильковских ворот, на так называемом Старом Базаре (примерно на месте современных зданий №№ 37 и 39 по улице Московской) и которую планировали перенести ко Дворцу, даже площадь с Присутственными местами – будущий Мариинский парк – назвали Владимирской. Но этот план не был осуществлен, и Владимирская церковь оставалась на Печерске еще треть столетия.

Впрочем, обо всем по порядку. Своим основанием Печерский Владимирский храм обязан крепостному гарнизону. В мае 1745 года офицеры и солдаты, квартировавшие вне цитадели, подали рапорт на разрешение построить для своих нужд на форштадте (предместье) крепости церковь во имя святого князя Владимира. Храм предполагалось разместить на земле, принадлежащей Киево-Печерской Лавре возле Старого Печерского Гостиного двора (Старый Базар). В обращении к тогдашнему архимандриту Лавры Тимофею Щербацкому место было указано еще точнее – "вблизи шинка Сатары". Лаврский духовный собор отозвался на обращение быстро и позитивно – уже через пять дней обитель за подписью всех членов собора отослала в Святейший Синод соответствующее ходатайство на разрешение возвести церковь. Однако в Петербурге просьбу киевлян не утвердили. Дело в том, что военные не смогли собрать необходимую на постройку храма сумму, государство же практически не тратило средств на церковное строительство (Андреевская церковь – исключение, сначала не очень счастливое.)

Прошло десять лет, и о желании основать церковь заявил уже Черниговский пехотный полк (тот самый, будущий декабристский). Теперь намерения военных были куда серьезней: Святейший Синод получил финансовые гарантии, и, как следствие, 4 августа 1755 года дал разрешение на возведение храма. Строительные работы длились три года, и 23 сентября 1757-го церковь святого князя Владимира освятили.


План Киева 1807 года – целиком и фрагмент. Зеленым цветом выделен участок Киево-Печерской Владимирской церкви, красным – территория Старого Базара. Можно предположить, что безымянное здание между ними – "шинок Сатары" (обведен желтым). Синяя линия – дорога на Васильков.

Как уже говорилось выше, была она деревянной. Впрочем, из другого материала храм и не мог быть сооружен: по существующим правилам на форштадте крепости запрещалось возводить каменные строения. 5 марта 1766 года случилась беда: рано утром на хорах, где находился придел архистратига Михаила, по неустановленным причинам возник пожар. Церковь выгорела полностью. Через два года Лаврский духовный собор принял решение отстроить храм, строительство заняло пять лет, и в 1783-м Печерская Владимирская церковь была освящена повторно.

В 1808 году к парафии Владимирского храма относилось 128 усадеб, прихожан числилось 1093 человека. В разные годы среди парафиян церкви были Киевский военный губернатор Левашов, городской войт Рыбальский, комендант Арсенала Иванов, князья Щербатов и Хилков, известные киевские семьи Репнинских, Вишневских, Турчаниновых, Ханенко, Бердяевых, Шияновых и других.

В 1817 году церковь святого князя Владимира чуть не сгорела вновь. Пожар вспыхнул на деревянном Гостином дворе. Тогда торговые ряды были полностью уничтожены огнем. Отцы города решили базар не восстанавливать. Сперва лавки перенесли к ограде Пустынно-Николаевского монастыря, а с началом сооружения Новой Печерской крепости – на специально созданную Торговую площадь или, как ее тогда называли – Новый Базар (сейчас – Печерская площадь, рынок на ней находится до сих пор).

Проблема переезда тогда коснулась не только рынка. С 1832 по 1846 года, пока возводилась Новая крепость, на Печерске было снесено более 500 строений. Их хозяевам выдавали компенсацию и переселяли в долину речки Лыбедь. Вскоре там образовался еще один киевский район, получивший название "Новое Строение" (Лыбедской полицейский участок).
В конце 1834-го – начале 1835-го переехала на новое место и Владимирская церковь. Последнее событие, произошедшее еще на Печерске и документально зафиксированное, – это крещение в ноябре 1834 года генерал-губернатором Левашовым своего сына Владимира.

Киево-Лыбедской Владимирский храм был поставлен на Большой Васильковской улице, на свободном участке, в будущем ограниченном улицами Немецкой, Предславинской и Владимиро-Лыбедской (сейчас эта часть магистрали относится к улице Евгения Коновальца). В 1837-м в церкви был устроен придел во имя святителя Митрофана Воронежского, в 1856-м рядом с церковью возвели отдельную колокольню. В 1864 году прихожанами храма считалось 2500 человек, годовой доход достиг 1568 рублей, из которых примерно 2/3 пришлось на кружечный сбор. В 1896-м в церкви освятили еще один придел – во имя Пресвятой Богородицы. Святыню церкви тогда составлял большой старинный образ Богородицы. Его нынешняя судьба неизвестна.

Киево-Лыбедская Владимирская церковь. Гравюра 1880-х годов.

Вероятно, Лыбедская Владимирская церковь принесла с собой из Печерска и "рыночную ауру". Около храма сложилась базарная площадь, которую назвали Новостроенской или Владимирской. На ней ежегодно происходили три крупные ярмарки: Сборная (в субботу первой недели Великого поста), Николаевская (9 мая ст.ст.) и Успенская (15 августа ст.ст). В 1885 году жители Нового Строения обратились к властям с просьбой открыть на Новостроенской площади постоянно действующий рынок. И вот 1(13) сентября 1890 года, после шести лет различных бюрократических согласований, здесь начал происходить ежедневный торг.

Одна из ежегодных ярмарок перед Киево-Лыбедской Владимирской церковью.

К началу XX века деревянная Владимирская церковь стала слишком тесной для разросшегося прихода. В мае 1907 года Городская дума выделила участок Новостроенской площади перед старым храмом, на красной линии Большой Васильковской, для возведения новой церкви. Ее проект в псевдовизантийском стиле, с тремя престолами и пятью куполами разработал епархиальный архитектор Евгений Ермаков. Храм высотой 48 метров, рассчитанный на 2000 верующих, должен был стоять перед существующим на расстоянии 23 метров от Большой Васильковской.

Евгений Ермаков. Проект новой Киево-Лыбедской Владимирской церкви. 1908 год.

Торжественная закладка новой церкви состоялась 20 сентября (3 октября) 1909 года, однако, несмотря на большую спонсорскую поддержку, к 1917 году строительство все еще не было завершено. Недостроенным храм простоял до 1927-го, когда советская власть, преследуя свои цели, позволила здесь обосноваться "обновленческой" общине. Церковь была освящена под названием Преображенской и проработала с небольшим перерывом до 1934 года. После закрытия храм отдали под склад "Заготзерна", а через два года его разобрали на кирпич, который пустили на школьное строительство. Старую Владимирскую церковь, судя по всему, снесли еще раньше – когда начала действовать Преображенская.

Новостроенская площадь. Фрагмент плана 1925 года. Улица Красноармейская (Большая Васильковская) проходит с левой стороны, сверху вниз. В центре фрагмента – старая Владимирская церковь и почти вплотную к ней новая, ближе к Красноармейской.

А Владимирский рынок просуществовал на площади до 1965 года, пока здесь не началось строительство Национального дворца искусств "Украина", после чего торговые ряды переехали в соседний квартал между улицами Владимиро-Лыбедской, Тельмана (Немецкая) и Горького (Антоновича). С марта 2002 года на территории рынка, ближе к углу улиц Немецкой и Антоновича, действует храм в честь преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. В апреле 2005-го рядом с ним был открыт Духовно-просветительский центр с церковью в честь святого князя Владимира. Считается, что храм преподобной Евфросинии и Владимирский духовно-просветительский центр являются продолжателями истории Киево-Лыбедского Владимирского храма.
Храм преподобной Евфросинии. Май 2017 года.



Источники:
1. В. Ковалинський  Київські мініатюри, т.1 – К.: Видавництво "Літопис" – 2002 – 314 с. – с. 87–98.
2. М. Кальницкий  Владимирская церковь на Новом Строении.
3. Н. Закревский  Описание Киева – М.: Типография Грачева – 1868 – 951 с. – с. 140, 216.
4. Л. Похилевич  Монастыри и церкви г. Киева – К.: Типография губернского управления – 1865 – 134 с. – 87-88
5. Енциклопедія історії України, т.4 Ка–Ком / Редколегія В.А. Смолій (голова) та ін. – К.: Видавництво "Наукова Думка" – 2007 – 528 с. – с. 244.
6. Информационное агенство "УНИАН"
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments