Kiyevlianin Zrm (kievlyanin2015) wrote,
Kiyevlianin Zrm
kievlyanin2015

Categories:

РИТУАЛЬНОЕ УБИЙСТВО ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ 1770 ГОДА

Известно, что эпидемии чумы принесли человечеству значительно больше страданий и потерь, чем все известные войны, вместе взятые. Например, Юстинианова чума, длившаяся целых два столетия (541–750 годы) и унесшая 100 миллионов человек, явилась причиной отброса цивилизации назад, в Темные века; другая пандемия – Черная Смерть – царившая в Европе в XIV веке, уничтожила до 90% населения.

Питер Брейгель Старший. Триумф смерти. Около 1562 года.

Последняя массовая чумная эпидемия обрушилась на Восточную Европу в конце 1760-х годов. И пришла она в обозе российской армии, возвращавшейся с фронта очередной турецкой войны. Тогда в Киеве, из-за отсутствия единого руководства по борьбе с чумой и традиционной привычки украинцев не доверять властям, умерло шесть тысяч человек.
Но если в городе осуществлялась хоть какая-никакая борьба с моровым поветрием, то совсем рядом, на Киевщине, находившейся под властью Речи Посполитой, местное население осталось полностью без поддержки властей. Помещики-землевладельцы бежали в более безопасные места, а католическое польское правительство абсолютно не горело желанием спасать оставленных один на один с бедою православных крестьян.
Те же, в силу своей безграмотности, всю вину за разразившиеся несчастья возложили на темные силы – колдунов, упырей и прочую нечисть. Считалось, что если особым способом убить представителя темных, то болезнь отступится. И началась охота на ведьм…

Чумной доктор – комедийный персонаж народного (площадного) театра Европы. От трагедии до смеха один шаг.

Когда чума проникла в село Войтовку (теперь – село Родниковка Уманского района), среди крестьян прошел слух, что кто-то по ночам специально ходит по улицам, отворяет окна и "надихує" болезнь в хаты. Несколько человек из громады вызвались поймать нечисть. Вскоре добровольцы заявили, что видели упыря, одетого в белую рубаху и синие суконные штаны, от колен зашнурованные белым сукном. На ночного гостя с остервенением нападали собаки, скот же при виде его стремительно убегал.
Как ни странно это звучит, но подозрение пало на местного священника – отца Василия – единственного из села ходившего в подобном одеянии. Сам батюшка категорически отрицал возведенное на него обвинение. Тогда спросили попадью, и та, вместо защиты мужа, с готовностью заявила, что к попу по ночам заходит в гости давно умершая сестра вместе с другими покойниками, они с шумом толкутся по комнате и клацают ртами, как будто едят. Все еще сомневаясь, крестьяне произвели очную ставку супругов, на которой попадья повторила свое признание. В конце она добавила: "не запирайся, попе, бо сама правда, що ти ходиш по селу в ночі". Священник, однако, стал уверять односельчан, что это навет. Его речь поколебала решительность судей, они уже были готовы отказаться от своих подозрений, но тут вмешалась кухарка отца Василия. Она заявила, что сама видела, как поп ходит по ночам, призывая чуму на село. В результате хорошо разыгранного попадьей и кухаркой спектакля участь священника была решена.
Крестьяне накинулись на отца Василия и стали избивать его дрючками. Затем, полумертвого, бросили на носилки и оттянули к заранее приготовленной могиле. Там, пробив осиновым колом от плеча к плечу навылет, спихнули в яму и, не слушая отчаянные батюшкины мольбы, заживо засыпали землей.

Современная церковь святой Параскевы в селе Родниковка

Из всех участников разыгравшейся драмы к суду был привлечен только один, 26-летний крестьянин Леско Ковбасюк. Остальных его подельников к тому времени уже не было в живых: чума по-прежнему собирала свой зловещий урожай.
Ковбасюк вину не признал: с его слов он только три раза ударил попа дрючком и потому не являлся его убийцей. Но даже это сошло крестьянину с рук – суд полностью оправдал Леска. Такое благодушие фемиды не должно вызывать удивления. В глазах польских католических чиновников убийство попа-схизматика [т.е., православного] преступлением не считалось...

Ян Матейко. Рейтан – упадок Польши. 1866 год.

Источник:
Убийство упыря в Киевщине во время чумы 1770 года // Киевская Старина – II, 1890, с. 338–340 – К.: Типография Корчак-Новицкого.
Tags: чума
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment