Володимир Мазур (kievlyanin2015) wrote,
Володимир Мазур
kievlyanin2015

УСАДЬБА ПАВЛОВОЙ (ПУШКИНСКАЯ 32, 32а, 32б )


В 1871 году Киевская дума получила Высочайшее разрешение на застройку каменными домами части Университетской площади. Городская управа сразу же обнародовала кондиции на продажу "пустых" земельных участков, где отмечалось, что желающие могут торговаться и для этого должны явиться в управу в указанный день с установленным задатком. Купленную землю владелец обязан был немедленно обнести забором и в течение пяти лет построить по утвержденному плану фасадный каменный дом.

Участок по адресу Новоелизаветинская, 6 (Лыбедской полицейский участок) приобрела Дарья Алексеевна Павлова, жена начальника Киевского жандармского управления генерал-майора Александра Спиридоновича Павлова. В историю политического сыска генерал Павлов вошел как человек, предложивший бороться с революционно-террористическими группами путем внедрения в их среду агентов жандармерии. В частности, Александру Спиридоновичу удалось в 1869 году подвести своего человека к Сергею Нечаеву, скрывавшемуся тогда в Женеве. Однако методы Павлова не вписывались в рамки существовавших в то время представлений об этике сыска. В результате разгоревшегося скандала от генерала потребовали полного отчета о своих действиях, а через некоторое время и вовсе отстранили от службы.

Генерал А.С. Павлов.

В 1875 году на территории усадьбы по проекту Александра Яковлевича Шиле возвели двухэтажный каменный дом с полуэтажом. Строение имеет оригинальную планировку: два прямоугольных корпуса, более короткий из которых (№ 32а) размещен в глубине участка, соединены двухэтажными переходами-галереями, в результате чего образовался замкнутый двор-каре с четырьмя арками проездов.

Пушкинская, 32а.

Пушкинская, 32 и 32а. План второго этажа.

Лицевой корпус (№ 32) состоит из двух симметричных секций с отдельными входами. Оформлен в кирпичном стиле с отдельными декоративными деталями неоготического характера (карниз, щипцы и т.д.). На главном фасаде выделено три композиционные оси, одна из которых соответствует въездной арке, две боковые – входам. Центральная ось на втором этаже подчеркнута раскреповкой, балконом и прямоугольным трехдольным аттиком, боковые – прямоугольными в плане эркерами на ступенчатых кирпичных кронштейнах и треугольными щипцами. Дополнительными архитектурными средствами, выделяющем оси, являются арочные окна и полуколонны, обрамляющие отдельные оконные проемы.

Пушкинская, 32. Левая секция.

В конце XIX века строительная лихорадка, царившая в Киеве, проникла и в усадьбу Павловых. В глубине участка, параллельно главному корпусу, хозяева возвели трехэтажный доходный дом (№ 32б). Уже в советское время были надстроены четвертый этаж и мансарда.

Пушкинская, 32б.

Декор этого здания также отличается оригинальностью: в украшении главного фасада используются элементы архитектуры крепостей. Так, ниже надстроенного этажа остался ряд небольших прямоугольных отверстий, имитирующих бойницы. Основные плоскости первоначального фасада двухъярусные: первый ярус рустованный, второй и третий этажи объединены во второй ярус окантованными зубцами стрельчатыми арками. Над окнами третьего этажа розетки с декоративным элементом в виде четырехлистника – символа удачи. Существует поверье, что четырехлистник как символ Рая и частичку его воплощения захватила с собой Ева в момент изгнания из Эдема.

Пушкинская, 32б. Отверстия "бойниц".

Пушкинская, 32б. Стрельчатые арки с четырехлистниками в завершении.

Дом отметился не только оригинальной планировкой, но и жильцами. Парадокс начала XX века: в доме отставного жандармского генерала снимал квартиру брат будущего вождя мирового пролетариата Дмитрий Ильич Ульянов, в то время – киевский агент ЦК РСДРП.

С 1904-го второй этаж главного здания занимала частная женская гимназия Софьи Всеволодовны Игнатьевой. На 1 января 1906 года в заведении числилось 87 учениц, распределенных по четырем классах. Кроме педагогических забот, Софья Всеволодовна занималась еще и журналистикой. Она издавала иллюстрированный журнал для семьи и школы "Утро жизни". Редакция журнала размещалась в этом же здании.

Типичные портреты киевских гимназисток.

После революции школа Игнатьевой уступила место гимназии Л. Сороколовой. Одно время здесь учился в старшем подготовительном классе будущий писатель Виктор Платонович Некрасов. Сюда он вернулся через полвека, когда в здании разместилась редакция журнала "Радуга" – органа Союза писателей Украины. Вот как описывал Виктор Платонович свое пребывание в этих стенах: "В этом длинном трёхэтажном, с двумя парадными доме была гимназия Сороколовой, и я в ней учился. Через пятьдесят лет в одной из её аудиторий, ныне кабинете редактора журнала «Радуга», десятка полтора моих «единомышленников по партии» во главе с туповатым генералом, Героем Советского Союза, «прорабатывали» меня за очередные ошибки." [В.П. Некрасов "Воспоминания зеваки"]

Виктор Некрасов на Крещатике. 1970-ые.

Кроме гимназии Игнатьевой, в здании работала частная музыкальная школа известного композитора и пианиста Константина-Казимежа Рудольфовича Регаме. Он жил здесь вместе со своей женой – пианисткой Лидией Славич. Позднее у них родился сын, которого назвали в честь отца — Константином. После революции Лидия с сыном уехали в Польшу, а Регаме-старший остался в Киеве. Судьба его была трагична. В 1936 году Константин Рудольфович получил задание – организовать и возглавить польский ансамбль песни и танца. Регаме с энтузиазмом взялся за порученное дело, и уже весьма скоро ансамбль начал свои выступления. Но в конце года списки всех участников коллектива попали в НКВД, начались аресты. Вскоре взяли и Константина Регаме. Его пытали, обвиняя в связях с буржуазной Польшей, и в том, что он якобы собирал для Польского консульства информацию о советской Украине. На самом деле музыкант посещал консульство потому, что только таким образом мог получать письма от родных. В январе 1938-го Константин-Казимеж Рудольфович Регаме был расстрелян.

Грампластинка с записью ансамбля Регаме.

Теперь в усадьбе находятся Национальный всеукраинский музыкальный союз, Национальный союз композиторов Украины, Национальный ансамбль "Киевская камерата", издательство "Музыкальная Украина".


Источники:
1. Звід пам'яток історії та культури України. Енциклопедичне видання у двадцяти восьми томах. Київ. Кн 1. Ч. 2. М–С Відповідальний редактор П.Тронько.– К.: Головна редакція Зводу пам'яток історії та культури України при видавництві "Українська енциклопедія" ім. М.Р. Бажана – 2003 – С. 585–1216.
2. О. Друг, Д. Малаков  Особняки Києва – К.: Кий – 2004 – 824 с.
3. Интернет-ресурс "Киевские ведомости".
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments