Kiyevlianin Zrm (kievlyanin2015) wrote,
Kiyevlianin Zrm
kievlyanin2015

СКОЛЬКО ЛЕТ КИЕВСКОЙ АКАДЕМИИ? (ВЕРСИЯ)


Свою историю Киево–Могилянская Академия ведет с 1615 года, когда на земле, переданной в дар Богоявленскому монастырю Галшкой Гулевичевной (Елизаветой Васильевной Гулевич-Лозкиной), были учреждены Киевское братство и Братская школа. Тогда же монастырь стал называться Братским Богоявленским.

Эту дату как год основания школы указал в своем труде "Записки о первых временах киевского братства", изданном в 1865–м, первый ректор университета Святого Владимира Михаил Александрович Максимович. Свое заключение ученый обосновал тем, что, во-первых, до 1615 года (даты дарственной Гулевичевны) нет достоверных записей, где упоминается школа, и, во-вторых, ссылкой на Киевский Месяцеслов 1799 года, который, в свою очередь, ссылается на записи несохранившегося старого братского синодика. Версию Максимовича поддержали такие известные исследователи старины как митрополит Макарий (Булгаков) и Стефан Тимофеевич Голубев.

Однако Максимович и его последователи, сочтя сомнительными, отвергли ряд данных, противоречащих их концепции. Например, Михаил Александрович усомнился в царской грамоте 1694 года, в которой упоминается купчая, совершенная Братским монастырем в 1594–м. (Сама грамота, указанная во втором томе "Памятников, изданных Временной Комиссией для разбора древних актов ", сомнений не вызывала, исследователи не были уверены в правильности отсылки к 1594 году).

Однако попробуем и мы усомниться в выводах Максимовича. Для начала рассмотрим текст дарственной Гулевич-Лозкиной. Жертвовательница пишет, что она свой собственный двор отказывает под монастырь ставропигии патриаршей, и что она тотчас вводит в этот двор иеромонаха Исаию Копинского и других монашествующих, вводит и школу. Известно, что ставропигия была предоставлена Богоявленскому монастырю константинопольским патриархом Иеремией II в 1589 году. Значит, судя из дарственной, уже существующая обитель "переехала" на новый участок, была введена туда. Но также туда была введена и школа, т.е., мы можем предположить, что учебное заведение при монастыре существовало ранее 1615 года, и вместе с ним "перебралось" на земли Галшки Гулевичевны.
Идем далее. Абсолютно непонятно, почему подлинная царская грамота, которая составлялась при надлежащей проверке чиновниками и заверялась именем самого государя, считается менее достоверной, чем православный календарь, ссылающийся на никем не виданный синодик.

Рассмотрим еще один документ (опять-таки, из "Памятников…"): за год до упомянутой выше купчей (т.е., в 1593–м) киевский нагорный священник Филипп Афанасьев предоставил польскому центральному уряду королевские листы урядников воеводства Киевского для подтверждения принадлежащих церквям Трехсвятительской и Крестовоздвиженской (имеется в виду старая Крестовоздвиженская церковь, стоявшая в районе нынешней Андреевской) вотчин со всеми их угодьями и для передачи их потом со всеми принадлежностями Богоявленскому Братскому монастырю.

Таким образом, мы видим, что Богоявленская обитель называлась Братской уже в 1593–м. А раз есть название, то должна быть и общественная организация, давшая монастырю такое имя. Значит, Киевское Братство было основано не позднее 1593 года. Но мы знаем, что одним из направлений деятельности братств была создание православных школ. Причем школа открывалась буквально сразу же после учреждения братства. Т.е., Киевская братская школа должна была начать работать не позже 1594–го.

В упомянутой царской грамотой купчей сказано, что в 1594 году киевский землянин Андрей Обухов продал Братскому монастырю Сверщовский двор на Подоле и сеножать на Оболони. Может, как раз на этом подольском дворе и размещалась первая Братская школа? К сожалению, где находился Сверщовский двор, достоверно неизвестно, как и причины, вынудившие братчиков его покинуть. Вполне вероятна версия, выдвинутая Герхардом Фридрихом Миллером и опубликованная в 1773 году Василием Григорьевичем Рубаном в "Старине и Новизне", согласно которой Братская школа существовала значительно ранее 1615 года, здание этой школы сгорело в 1614–м, и Гулевич-Лозкина не явилась инициатором создания чего-то нового, но поддержала братство в трудную минуту, усилила его средства, пожертвовав свой двор с готовыми помещениями, которые заменили прежние, уничтоженные пожаром.

Стоит добавить, что версию Миллера поддержали такие известные исследователи, как митрополит Евгений (Болховитинов), Виктор Ипатьевич Аскоченский, Николай Васильевич Закревский и многие другие.

И вполне возможно, что Киевская Академия, как настоящая женщина, умело скрывает свой возраст, молодясь на 21 год или даже большее количество лет.

могилянка.jpg

Источники:
1. П.Л-въ  Исторические заметки о Киеве // Киевская Старина – X, 1884, с. 227–232 – К.: Типография Корчак-Новицкого.
2. В. Аскоченский  Киев с древнейшим его училищем Академией, т. 1, с. 60–61 – К.: Типография Университета – 1856 – 370 с.
3. Н. Закревский  Описание Киева, с. 150–151 – М. Типография Грачева – 1868 – 951 с.
Tags: Киево-Могилянская Академия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments