Kiyevlianin Zrm (kievlyanin2015) wrote,
Kiyevlianin Zrm
kievlyanin2015

ДОХОДНЫЙ ДОМ ШЛЕНЗКЕВИЧ (ул. Рейтарская, 20/24)


После перепланировки Старого Киева в конце 1850-х первой владелицей усадьбы была дворянка Вояковская. Семья Вояковских владела участком до 1886–го, когда ее приобрел ротмистр Ивашкевич. Через год для нового владельца по проекту Владимира Николаева вдоль улицы Стрелецкой был построен новый дом (теперь – № 24). Следующими домовладельцами значатся купец 1-й гильдии киевский почетный гражданин А. Куперник (согласно записи 1899 года) и казак П. Сокольников (с 1902–го). По купчей от 13 января 1912 года усадьбу приобрела жена присяжного поверенного Шлензкевич, которая заказала архитектору Александру Вербицкому проект краеугольного жилого дома на месте предыдущего двухэтажного, вплотную к дому, построенному по проекту В. Николаева. Проект утвержден в 1912–м, реализован в следующем году. Вербицкий также осуществлял технический надзор за строительством.

Дом № 24 по ул. Стрелецкой (арх. В.Николаев, 1887 год).
На дальнем плане видно прилегающее вплотную крыло дома № 20/24 (арх. А.Вербицкий, 1913 год).

Здание расположено в наивысшей точке Старокиевского плато, на перекрестке с улицей Стрелецкой. Разумеется, такой талантливый архитектор, как Вербицкий, не мог не воспользоваться особенностями участка. В результате, дом с башенкой, являясь значительным творением Александра Матвеевича периода рационального модерна, выразительно акцентирует как пересечение магистралей, так и рельеф местности.

На табличке указан 1912 год. Вероятно, год утверждения проекта.

Дом пятиэтажный с полуподвалом. Композиция сооружения асимметрична с угловой башенкой–эркером. Скульптурный и архитектурный декор фасадов кирпичный, упрощенных геометрических форм из прямоугольного, иногда лекального кирпича (ниша, вертикальные и горизонтальные группы, зубчатые пояса) и лепленный (растительный и анималистический орнаменты, маскароны, ионики, вазы, волюты, гирлянды, розетки). Металлический декор (решетки балконов, створки ворот) четкого рисунка, из простых вертикальных элементов с закругленными вставками. Большое значение в визуальном восприятии фасада имеют окна различных форм.


К сожалению, из-за недостатка средств, не все элементы декора, предложенные архитектором, нашли свое отражение в готовой постройке. Так, по первоначальному проекту на уровне второго этажа на месте маскаронов предусматривались рельефные многофигурные сюжетные панно, которые должны были образовать фризовую полосу вдоль улиц Рейтарской и Стрелецкой.

Межоконный маскарон.

Также планировалось, что угловой эркер будет поддерживать не металлический кронштейн, декорированный лепкой, а трехчетвертная дорическая колонна.



Кронштейн под угловым эркером.

Зато заказчица не поскупилась на организацию быта. Дом был оборудован электрическим освещением, центральным водяным отоплением, телефоном, центральным пылесборником, канализацией. В полуподвале предусматривались три–шестикомнатные квартиры, на первом этаже двух–четырехкомнатные, на втором четыре–шестикомнатные, с третьего по пятый – четыре–пятикомнатные. Большие квартиры включали гостиную, столовую, кабинет, спальню, детскую комнату, комнату для прислуги, кухню, ванную, санитарный узел. Служебные помещения общего пользования (ледник, швейцарская, дворницкая, гладильные и т.п.) размещались в полуподвале и на первом этаже.

В советское время здание было приспособлено под коммунальное жилье, что, вместе с капитальным ремонтом 1980–х, ухудшило первоначальные архитектурно-планировочные характеристики сооружения (замена перекрытий, потеря первоначального убранства интерьеров, упрощение декора и силуэта фасадов). Например, две узкие вертикальные лопатки, пересекающие поле щипца, ранее увенчивались декоративными вазами.

"Крыша" дома без ваз.

Декабрь 1980 года. Улица Стрелецкая на перекрестке с Рейтарской. Дом № 20/24 (слева) огражден забором, идет ремонт.

Александр Матвеевич Вербицкий, создатель дома, проживал здесь в 1915 – 1930–х годах в квартире № 6. Одно время, в момент особенно сложных отношений с советской властью, ему даже пришлось поработать управдомом здания. Потом, читая лекции студентам, зодчий с юмором говорил, что каждый архитектор должен поработать управдомом, ибо только тогда он сможет досконально узнать все недостатки сооружения.

В 1914–1916 годах квартиру №4 занимала редакция ежемесячного журнала "Вестник магнетизма" и одноименное издательство. Авторы проекта позиционировали свое детище как иллюстрированный популярно-научный журнал по вопросам животного магнетизма, гипнотизма, внушения, медиумизма, медицины и психологии.


В 1917–1918 годах в квартире №14 размещалась редакция украинского сатирично-юмористического журнала (двухнедельника) "Гедз", в котором печатались сатирические стихи и рисунки, присказки, анекдоты, политическую сатиру на известных деятелей Временного правительства и большевистской партии.

В 1983-86 годах в квартире №41 жил Юрий Трофимович Тимошенко (1919–1986) – артист эстрады и кино, народный артист УССР, всеми любимый Тарапунька. В 1992–м на видном месте дома, под угловым эркером, установлена мемориальная доска Ю. Тимошенко. С того времени угловую башенку часто называют "башней Тарапуньки".

На мемориальной доске указан год смерти 1987 (?)

Сейчас здание вновь нуждается в ремонте.


Источники:
1. Звід пам'яток історії та культури України. Енциклопедичне видання у двадцяти восьми томах. Київ. Кн 1. Ч. 2. М–С Відповідальний редактор П.Тронько.– К.: Головна редакція Зводу пам'яток історії та культури України при видавництві "Українська енциклопедія" ім. М.Р. Бажана – 2003 – С. 585–1216.
2. Интернет–ресурс "Накипело"
3. Интернет-ресурс "Ностальгия. Киев. Прогулка по старому городу"
Tags: #Вербицкий Александр, #Рейтарская, #Тимошенко Юрий
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments