?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Этот дом окружают тайны.

Во-первых, что означают цифры на фасаде: 1886–1948. Если со вторым числом все более–менее ясно – год реконструкции здания, то с первым сплошные загадки. Дом не мог быть построен в 1886–м. Он возведен на территории бывшей усадьбы профессора Фридриха Фридриховича Меринга. Известно, что наследники одного из наиболее выдающихся и популярных киевских врачей продали его земли только в 1895–м. Как версию, можно предположить, что при реконструкции здания 1886 год постройки указали ошибочно.


Во-вторых, неизвестна сама дата строительства. Как наиболее вероятные, указывают 1901–1903 года.
И, наконец, точно неизвестен автор проекта. "Свод памятников истории и культуры Украины" за 1999 год, опять-таки, как наиболее вероятных, указывает Эдуарда–Фердинанда Петровича Брадтмана и Георгия Павловича Шлейфера.

Таинственности зданию придает и его декор. Это один из первых домов Киева, возведенный в стиле модерн. Членение парадного фасада симметрично. Окна различной формы от прямоугольных до круглых как будто разрывают кирпичную стену дома и смотрятся невероятно выразительно.


По обычаю раннего модерна дом имеет пышное оформление главного фасада. Многочисленные цветочные орнаменты занимают почти всё свободное пространство, фронтон украшен маской Хроноса. Кованные решетки балконов продолжают общую для дома цветочную тему. Замковый камень арки – стилизованная герма, увенчанная головой женского божества, матери Зевса – титаниды Реи. Головы Куретов – спутников Реи, поднявших невероятный шум, чтобы заглушить плач маленького Зевса, украшают лопатки дома.

Современники назвали сооружение "Колыбелью Духа": "На фронтоне дома архитектор поместил выразительный мужской маскарон с отверстым ртом. Этот зев, готовый как поглотить, так и извергнуть, является именно той выделяющейся деталью образа, которая позволяет узнать в нём титана Крона (Хроноса), пожирающего своих детей … Посредством символов архитектором устанавливались аналоги между воссозданием космоса из хаоса и устройством отгороженного от мира дикой природы освоенного человеком культурного пространства …" (Из книги Александра Маслюкова и Марины Ганцевой "Киев в стиле модерн", 2013 г.)


С момента постройки вплоть до 1918 года хозяином здания был прусский подданный барон Вильгельм Гессельбейн, использовавший дом как доходный. При советской власти сооружение переоборудовано под коммунальные квартиры для рабочих и служащих. Сейчас это обычный жилой дом.

Несмотря на то, что здание имеет статус памятника архитектуры, его состояние оставляет желать лучшего. Под крышей возле главной композиции выросли деревья, облезлая краска придает дому весьма плачевный вид, а ржавые и балконы и трубы вызывают желание держаться от них подальше, чтобы ничего не упало на голову.

Profile

kievlyanin2015
Владимир Мазур

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by heiheneikko