Володимир Мазур (kievlyanin2015) wrote,
Володимир Мазур
kievlyanin2015

Categories:

ПЕЧЕРСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 75 – ОДНО ИЗ СТАРЕЙШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КИЕВА.

В БУТЫШЕВОМ ПЕРЕУЛКЕ, 11 РАСПОЛОЖЕНА ПЕЧЕРСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 75 – ОДНО ИЗ СТАРЕЙШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КИЕВА.


В начале XIX века в России становятся явственными изменения, порождавшиеся развитием буржуазных отношений во всех областях экономики. Развитие промышленности, внедрение новых технических и агрономических методов в сельском хозяйстве, растущие города – все это усиливало потребность не только в специалистах, но и просто в грамотных людях, которые могли бы соответствовать требованиям времени.

Но в то же время, по данным 1797 года, процент грамотного населения Российской империи был очень мал: 9,2% в городе и всего 2,7% в селе. И этот показатель был еще более удручающ, если учесть, что только 4% жителей страны проживало в городе. При этом сам критерий грамотности был крайне низок: в начале XIX века грамотными считались те, кто мог начертать свою подпись (вместо обозначения крестиком).

В связи с этим в 1802 году создается Министерство народного просвещения. Его задачей становится полная реорганизация всего учебного процесса. В 1804 году были опубликованы результаты работы Министерства: "Устав университетов Российской империи" и "Устав учебных заведений, подведомственным университетам".

В основу системы были положены три принципа:
- бесплатность,
- бессословность (кроме крепостных крестьян),
- преемственность учебных заведений.

Система народного образования, подчиненная министерству, включала в себя:
1) приходские училища – 1 год обучения;
2) уездные училища – 2 года:
3) гимназии в губерниях – 4 года;
4) университеты – 5-7 лет.
При этом в гимназию и университеты не допускались дети крепостных крестьян и девочки. Кроме того, учебные заведения второго–четвертого разрядов Волынской, Киевской и Подольской губерний были отнесены к Вильненскому учебному округу, и преподавание в них велось, в основном, на польском языке.

Приходские училища создавались при церковных приходах и находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего Правительствующего Синода. В них изучали Закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение.

В 1809 году такое училище было открыто на Печерске на улице Шпетерской (будущий Бутышев переулок) в одноэтажном деревянном доме. Первым директором стал Погоненко Х. О.

В 1850 году училище переформатировали в одноклассное начальное народное с трехлетним сроком обучения. С 1894-го – двуклассное, со сроком обучения пять лет. В двуклассной школе, кроме письма, чтения, арифметики и Закона Божьего, изучалась еще и история.

В конце XIX века здание училища несколько раз ремонтировалось с участием архитектора Александра Степановича Кривошеева. В 1901-м Городская дума приняла решение о строительстве нового кирпичного дома. Его будущий абрис был определен проектным заданием, составленным по тогдашним требованиям школьной гигиены с учетом параметров классных комнат, условий освещения, проветривания и отопления. Дом планировался двухэтажным, рассчитанным на возможную надстройку третьего этажа, с коридорной системой внутренней планировки, где классы были ориентированы в сторону улицы, коридоры – во двор. Каждый этаж должен был состоять из трех больших классных комнат (площадью около 70 кв. м, высотой 4,0 – 4,5 м), помещения для ручного труда и рукоделия, рекреационного коридора, рассчитанного на 150 учащихся, раздевалки, прихожей, учительской, библиотеки, комнаты для врачебного осмотра, а также швейцарской с отдельным входом (нижний этаж) и изолированного помещения для заведующего (верхний этаж). Первый этаж отводился для мужского училища, второй – для женского. Проект и смету, составленные Александром Кривошеевым, строительная комиссия думы рассмотрела в октябре 1901 года. В декабре были объявлены торги на выполнение работ, в которых приняли участие 11 подрядчиков. Победил инженер А. Уманцев. 13 сентября 1902 года он отчитался о завершении строительства.
Здание представляет собой удачный образец школьного строительства начала XX века.

В 1915-1917 годах здесь размещалась Третья Киевская (Бутышевская) школа прапорщиков. Создана в марте 1915-го для пополнения воинских частей офицерскими кадрами – в основном из числа студентов и гимназистов Киева. Преподавателями были кадровые офицеры Киевской крепости, которые из-за тяжелых ранений не могли вернуться на фронт. По приблизительным подсчетам, в годы войны школа выпустила более 2 тыс. офицеров. В отчете за январь 1917-го главный инспектор военных учебных заведений российской армии отметил, что Третья школа лучшая не только среди киевских, но и подобных школ прапорщиков Москвы и Петрограда.
Во время октябрьского восстания 1917 года в Киеве Третья школа прапорщиков заняла жесткую позицию в отношении большевиков. В последний день восстания, 31 октября, юнкера школы выступили против красногвардейцев "Арсенала", пробольшевистских 3-го авиапарка и понтонного батальона, завладели улицам Московской и частично Никольской. На следующий день командование школы совместно с юнкерами других училищ готовило штурм "Арсенала" и наступление на Мариинский дворец, где заседал Совет рабочих и солдатских депутатов, но этим планам не суждено было сбыться. Украинская Центральная Рада взяла под свой контроль весь Киев и позволила юнкерам выехать на Дон, где формировалась Добровольческая армия генерала Л. Корнилова. В декабре 400 офицеров и юнкеров Третьей Киевской школы во главе с полковником М. Мастики, и подполковниками Б. Макаревичем и Дедюро отправились в Таганрог. Перед отъездом они пришли к Педагогическому музею, перед которым состоялся прощальный митинг с членами УЦР. На Дону воины несли службу по охране железных дорог. Им приходилось не только разоружать дезертиров, но и вести кровавые бои с большевистскими войсками. В феврале 1918 года школа в составе Добровольческой армии отправилась в Первый Кубанский "Ледяной" поход. В походе Третья Киевская школа прапорщиков была расформирована: одна треть пошла на укомплектование 1-го Офицерского полка, две другие – юнкерского батальона.

После отъезда школы прапорщиков дом передали Министерству образования УНР. В 1922 году здесь был открыт интернат для детей учителей. В 1924–1926 годах помещения занимала школа для переростков, в 1928–1930-х – ликбез, в 1932–33-х – пункт приема голодающих детей, наконец, с 1934-го – средняя школа № 75. Во время нацистской оккупации Киева дом использовался как казарма, после освобождения города в 1943-м – как госпиталь. В 1945-м работа средней школы № 75 возобновилась.

В 1957-58 годах на здании был надстроен третий этаж. Старая двухэтажная часть отделена от надстройки карнизом и фризом, декорированными лентами поребрика. В результате внутренней перепланировки первоначальный рекреационный коридор остался только в центральной части второго этажа.

В 2009 году, после празднования двухсотлетия, школе присвоен статус гимназии, и она теперь называется Печерская гимназия № 75 I–III уровня аккредитации.







Источники:
1. Интернет–ресурс "Звід пам'яток історії та культури"
2. Интернет–статья "Система образования в XIX веке"
3. Интернет–ресурс "История Российской империи"
4. Середницька Г.В. Історія України. 9 клас: Опорні конспекти. – К.: Книги України – 2012. – 336 с.


Читайте также:
Первая Печерская или Пятая Киевская
Школа на ул. Сечевых Стрельцов, 27
 
Tags: Печерская гимназия № 75
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments