Володимир Мазур (kievlyanin2015) wrote,
Володимир Мазур
kievlyanin2015

Categories:

БЕЛЛ-ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ В КИЕВЕ

Все знают о большом культурном и просветительском влиянии, которое оказал Киев в XVII – XVIII веках на Российскую империю. Выпускники Академии – Данило Савич Туптало (Дмитрий Ростовский), Симеон Иванович Яворский (митрополит Стефан), Феофан Прокопович, Александр Андреевич Безбородко, этот список можно продолжать и продолжать, – занимали высшие должности в государственной и церковной иерархиях России. Но мало кому известно, что и в начале XIX столетия, когда, казалось бы, первенство в образовании прочно утвердилось за Петербургом и Москвой, наш Город не пас задних. Речь идет о Белл-Ланкастерской системе взаимного обучения.

Справка Википедии:
Белл-Ланкастерская система (Система взаимного обучения) — форма учебной работы, сущность которой состоит в обучении более старшими и знающими учениками учеников младшего возраста. Эта система возникла в 1798 году в Великобритании. Её разработчиками стали независимо друг от друга англиканский священник доктор Эндрю Белл и квакер Джозеф Ланкастер.
Сущность метода: сперва учитель занимается со старшими учащимися, которые, получив определённые знания, начинают обучать им, под руководством учителя, более младших. Эти старшие и более успевающие учащиеся называются мониторами (у Ланкастера) или помощниками (у Белла).
Преимущества системы: объяснение материала младшим школьникам дается на доступном им уровне, так как нивелируется разница в возрасте и интеллектуальном развитии; система стимулирует мониторов к самообразованию.
Недостатки системы: отсутствие у учащихся необходимых педагогических знаний и умений.

Англиканский священник Эндрю Белл в 1789 году возглавил приют для мальчиков-сирот, детей погибших солдат, в Мадрасе (Индия, тогда – Британская колония). Увидев однажды, как малабарцы обучали детей грамоте, заставляя их чертить буквы пальцами на песке, Белл нашел этот способ во многих отношениях удобным и ввел его в своем училище. Однако, при его применении, Белл не встретил сочувствия в своем помощнике и вынужден был перепоручить преподавание в младшем классе одному из лучших учеников. Этот опыт оказался удачным, и постепенно новая система была введена во всех классах. К 1795 году учение в Мадрасском училище производилось исключительно учениками, учителям же был предоставлен лишь надзор за ними и хозяйственная часть. Таким образом, были введены существенные черты системы взаимного обучения.
После возвращения в Англию в 1797 году Белл опубликовал книгу "Эксперимент в образовании…", но идеи, изложенные в ней, не получили широкого распространения до тех пор, пока не были адаптированы квакером Джозефом Ланкастером и знаменитым предпринимателем–социалистом Робертом Оуэном в открытых ими собственных школах.

Огромным достоинством этих школ была их массовость. Образование затрагивало те бедные слои общества, которые раньше были лишены возможности учиться систематически. Потому-то Белл–Ланкастерский метод интенсивно применялся в ряде стран, переживающих разные стадии экономического подъема или промышленного переворота: Англии, Франции, Бельгии, США, Канаде, Австралии. Актуальным он стал и для России. За дело взялись сразу два министерства: народного просвещения и внутренних дел. В 1816-м Министерство народного просвещения отправило по инициативе попечителя Петербургского учебного округа Сергея Семеновича Уварова четырех студентов в Лондон. Они вернулись в Петербург в 1819 году, и с этого времени начинается систематическое распространение системы взаимного обучения в училищах министерства и в других школах России.
Александр Морозов. Сельская бесплатная школа. 1865 г.

Но еще за пять лет до официального внедрения метода, Белл–Ланкастерские школы для обучения солдат стали открываться по инициативе русских офицеров в полках регулярной армии. Вероятно, первая из них была устроена на севере Франции в городе Мобеже, где в 1815–1818 гг. находилась штаб-квартира генерал-лейтенанта графа Михаила Семеновича Воронцова – командующего русским оккупационным корпусом во Франции. Школой руководили генерал-майор Михаил Федорович Орлов и дипломат Сергей Иванович Тургенев. В феврале 1816-ого Тургенев при помощи француза Анри перевел с французского и исправил ланкастерские таблицы для обучения солдат. В Мобеже было издано руководство для солдатских школ. Успех этого опыта получил широкую огласку в России.
Петр Соколов. Портрет С.И. Тургенева. 1810-ые г.г.

По уверениям газеты "Русский инвалид", № 85 за 1819 год, на территории России первая белл–ланкастерская школа появилась в 1816 году в Киеве при содействии героя Отечественной войны генерала от кавалерии Николая Николаевича Раевского. Размещалось учебное заведение в Печерской крепости и имело 40 учеников.
Дальнейшее развитие школа получила благодаря Михаилу Федоровичу Орлову, назначенному в 1817 году в Киев начальником штаба 4-го пехотного корпуса. К 1819-ому он довел число учащихся до 800 человек, причем обучение велось как для детей, так и для взрослых солдат.
Предоставим слово "Русскому инвалиду" (№ 85, 1819 г.): "…стараниями генералов Раевского и Орлова это заведение приведено в такую степень совершенства, что видеть его и не восхищаться были бы две несовместные идеи". Через год количество учеников достигло 1800 человек. Стоит также отметить и большую заслугу в развитии школы штабс-капитана Прасолова, непосредственно заведующего учебным учреждением. Киевская школа стала образцом для учреждения других подобных учебных заведений.
Михаил Орлов заботился также и о популяризации самого Белл–Ланкастерского метода, собирал пожертвования для "Общества распространения училищ…" и израсходовал на это дело значительную часть своего состояния.
Сохранился восторженный отзыв писателя Ивана Романовича Мартоса, который, отметив, что в Киев присылают учеников из многих мест и что приготовленные здесь учителя открывают подобные классы в Москве, Могилеве и Херсоне, назвал увиденное им в Печерской крепости училище "маткой взаимного учения" в России.

В 1820 году Орлов был назначен начальником 16-й пехотной дивизии, стоявшей в то время в Кишиневе. С этого момента начался упадок киевской Белл–Ланкастерской школы. К сожалению, ей, как и другим подобным учреждениям Российской империи, была суждена короткая жизнь. Подозрения в распространении вольнодумства, извечный недостаток средств, события на Сенатской площади привели к закрытию большинства школ взаимного обучения. Распространение грамотности среди простого народа было отложено на целое столетие.

Источники:
1. А.А. Орлов. Ланкастерские школы в России в начале XIX века // Педагогика и психология образования. 2/2013.
2. И.Р.
Мартос. Ланкастерское училище в Киеве (ок. 1820 г.) // Киевская старина. 1897. Т. LVIII. № 7–8. Приложения.
3.
М.О. Гершензон. Избранное. (Российские Пропилеи) — М.; Иерусалим: Университетская книга; 2000.
Tags: #Белл-Ланкастерская система, #Орлов Михаил
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment