Володимир Мазур (kievlyanin2015) wrote,
Володимир Мазур
kievlyanin2015

Category:

Правила для киевлян. Как это было

16 июня 1870 г., примеру европейских государств, Александр II "даровал" своим верноподданным так называемое "Городовое положение", предоставившее городам (в т.ч. Киеву) широкие права самоуправления. Городским думам вменялось в обязанность проводить заседания публично, обнародовать свои решения в местных СМИ, а городским управам (исполнительный орган самоуправления) — объявлять для общего сведения годовые финансовые отчеты, которые обсуждались избирателями и подлежали утверждению правительственными структурами. Но самое главное — города получили возможность иметь независимый бюджет с собственным имуществом, сформированным из налогов на частную недвижимость (оценочный сбор), уплаты за торговые, предпринимательские и другие свидетельства, разных пошлин, сборов и акцизов, доходов от аренды и эксплуатации городского имущества. В случае надобности городские власти имели право использовать облигационный целевой заем под залог городской недвижимости.
В январе 1871 г. в Киеве впервые состоялись выборы в городскую думу по новым правилам. Дума состояла из 72 гласных (депутатов), и если раньше их избирали по сословно-представительскому принципу, то теперь — по имущественному цензу. "Гласными" они назывались, потому что имели право подавать свой голос во время обсуждения городских вопросов – высказывать мнение. Это была очень демократическая система. К выборам допускались все имеющие недвижимое имущество на территории Киева – доходный дом, особняк, фабрику или даже простую хатынку. По отчислениям в городскую казну они делились на четыре разряда – от самых богатых до самых бедных. Каждый разряд поставлял одинаковое число гласных – восемнадцать человек. Таким образом, в думе были представлены интересы всех разновидностей горожан. На первых выборах в январе 1871 года в число гласных вошли 27 представителей торговли и промышленности, 22 землевладельца, 15 профессоров университета, 4 профессора Духовной академии, 3 чиновника учебного ведомства и один гимназический учитель. Впоследствии состав думы становился все более близким народу, по происхождению гласными могли стать даже крестьяне.


Павел Павлович Демидов, князь Сан-Донато.
Первый Киевский городской голова, выбранный по новым правилам.

К сожалению, контрреформа 1892 года резко сократила самостоятельность городской думы, а увеличенный имущественный ценз привел к тому, что киевское городское самоуправление полностью перешло к представителям дворянства и крупной буржуазии.


Здание Киевской городской думы до реконструкции. 1876-1900 г.г.

И все-таки, дума и в новых условиях вносила весомый вклад в социально-экономическое и культурное развитие города. В 1911 г. — как определенный результат деятельности городского общественного управления за 40 лет — вышел “Свод обязательных для жителей г. Киева постановлений, изданных с 1871 г. по 1910 г. включительно”. Свод состоял из самых разнообразных правил городской жизни. Они касались таких ее сторон, как застройка и озеленение, магазины и рынки, рестораны и трактиры, отхожие места во дворах и эпидемии, ширина тротуаров и уход за ними, освещение улиц и езда на велосипедах и прочее.
Так, с целью недопущения пожаров воспрещалось “курение табаку: а) во время ярмарок в балаганах и на площади около них, б) в лесных складах и складах с легковоспламеняющимися веществами; а также оставлять или бросать не загашенными сигары и папиросы на улицах и в дворах”. Курить запрещалось “в цирках, на сцене театра, за кулисами, в уборных и вообще в помещениях, для курения не назначенных”. Исключение допускалось только для артистов и притом лишь в артистических уборных, где содержатели театров обязаны были иметь “особые сосуды с водой для бросания окурков”. А музыкантам курение дозволялось только в специально отведенной комнате.


Первоклассник. Карикатура киевского художника В.Кадулина.1910-е.

Отдельные постановления касались порядка содержания улиц, площадей, набережных и парков. Обязанность следить за чистотой и исправностью тротуаров вдоль усадеб, прилегающих к улицам, была возложена на владельцев и арендаторов этих усадеб. По ширине тротуаров улицы Киева были разделены на четыре категории. К 1-й относились те, всю ширину которых между домами занимали тротуары и мостовая. Таких улиц было 86, и среди них — Крещатик, Владимирская, Большая Житомирская, Андреевский спуск, Костельная, Михайловская, Терещенковская, Щекавицкая, Нижний и Верхний Вал, Олеговская и другие.
2-я категория — это улицы с палисадниками между домом и тротуаром: Золотоворотская, Пироговская, Московская, Пределавинская, Тарасовская, Паньковская и еще 80 других. 3-ю категорию составляли улицы, имевшие тротуары шириной 3 аршина (210 см), а в 4-ю категорию вошли улицы с тротуарами в полтора аршина. Всего в Киеве в начале XX столетия было 234 улицы.
Материалом для тротуаров могли служить асфальт, каменные и цементные плиты, плиты из обожженной глины и клинкера, бетонная масса и белый строевой кирпич. Выступы домов, колоны и пилястры не должны были занимать на тротуаре по его ширине более 6 вершков (27 см). При входных дверях разрешалось устраивать не более одной ступени, выступающей на 6 вершков. Общее протяжение выступов по фасаду строения допускалось не более трети его длины. На тротуарах нельзя было делать “выставки всякого рода предметов торговли и другие выставки без особого на то разрешения городской думы”.


Большая Житомирская. 1900-е.

Во время строительства и ремонта зданий не разрешалось оставлять на открытых местах в кучах щепки, стружки и другой строительный мусор. Все это необходимо было ежедневно, до окончания работ, убирать в закрытые помещения или вывозить с дворов.
Жителям запрещалось раскалывать горы и откосы, а также сваливать землю на улицу. Если же возникала надобность в земляных работах по планировке, ее можно было производить лишь после получении особого разрешения городской управы. Владельцам усадеб, расположенных при подошве гор, воспрещалось без такого же разрешения устраивать подвальные этажи и погреба.


Андреевский спуск. 1900-е.

По всему протяжению Крещатика запрещалось делать между тротуаром и мостовой тумбы или какие-либо ограждения.
Тротуары следовало очищать зимой от снега и льда и посыпать песком. Посыпка солью категорически запрещалась. Владельцы домов, выходящих на улицы, должны были “сбивать ухабы и выравнивать их при помощи чистого снега с дворов и крыш на протяжении половины ширины прилегающих улиц, в целях поддержания проезжих частей улиц в течение всего зимнего времени в удобно проезжем состоянии”.


Улица Владимирская. Зима, 1900-е.

С наступлением весны домовладельцы обязаны были сколоть ледяную кору на половину проезжей части прилегающей улицы. Поливка улиц летом также была их обязанностью. Например, Крещатик должен был поливаться дворниками с 15 апреля по 15 сентября не менее трех раз вдень. Столько же раз предписывалось это делать и на всех базарных площадях.


Крещатик. Нач. XX ст.

Для разного рода торговли, как постоянной, так и временной, имелись следующие площади: Бессарабская и Бассейная, Троицкая, Владимирская (в Киеве в XIX веке существовали две Владимирские площади. Одна – чуть выше Александровского костела, теперь это часть парка "Владимирская горка", в районе скульптуры Данте Алигьери; другая – нынешняя площадь Славы. Вероятнее, имеется в виду именно вторая площадь, где со времен Киевской Руси могло находиться одно из торжищ), Галицкая, Львовская, Лукьяновская, Житнеторжская, Печерская. Сверх того разрешалось продавать дрова и уголь на обочине Степановской улицы (ныне – улица Старовокзальная) и еще “рыбу фрукты и колесные изделия на закрытых частях канавы между улицами Верхний и Нижний Вал”. Толкучие рынки допускались на всех базарах. Разносную торговлю можно было производить только с лотков, из корзин и при помощи других подобных ручных приспособлений. А вот использовать “телеги, тележки, сани и всякие перевозные приспособления, а также стулья, столы и приспособления для установки товаров” воспрещалось. Перевозка хлеба по городу допускалась лишь в плотно закрытых фургонах, обитых внутри цинком. Возчикам хлеба полагалось быть в белых полотняных фартуках с нагрудниками, покрывающими грудь и нижнюю часть туловища.


Житнеторжская площадь. 1900-е.

Городская дума строго следила за наружной рекламой. В частности, в феврале 1907 г. дума постановила: “Воспрещается устраивать вывески вне стен магазинов, мастерских и вообще всяких торгово-промышленных помещений, на прутьях, шестах или каким-либо иным способом как на самих тротуарах, улицах и площадях, так и над тротуарами, улицами и площадями”.


Реклама на Крещатике.1910-е.

Существовал строгий, утвержденный думой порядок посадки деревьев. В соответствии с ним на Крещатике росли штамбовые, шаровидной формы, деревья. Для нагорных улиц Печерска предназначалась липа, а для низменной части — акация и верба. Для Подола был определен ясень, для Лукьянов ки — берест, для Куреневки, Приорки и Зверинца — липа, акация, верба. Также регламентировались сорта деревьев и по многим конкретным ули­цам. Например, для улиц Старого Киева был определен каштан. Поливка деревьев, их сохранение и замена испортившихся новыми была обязанностью домовладельцев.

павел демидов.jpg
Левашовский спуск. 1900-е.

Отдельно следили за насаждениями и порядком в городских садах, скверах и бульварах, которые имели ограду: Они были открыты для публики с утра до вечера, но запрещалось “ходить по траве, ломать деревья и растения, рвать цветы, водить в сад собак, портить дорожки, заборы и скамейки, лежать на скамейках и на траве, лазить через заборы и на деревья и производить нечистоты”.


Сад Купеческого собрания. 1900-е.

Езда на автомобилях разрешалась по всем улицам, за исключением Андреевского и Илларионовского (Вознесенского) спусков и подъема по МалоПодвальной улице. Не допускалась скорость движения более 10 верст в час (1 верста = 1067 м) по оживленным улицам — Крещатику, Большой Васильковской (Красноармейской), Прорезной, Большой Житомирской, Александровской (Сагайдачного) и Безаковской (Коминтерна, Петлюры). На всех остальных улицах дозволялась скорость не более 20 верст. Садиться за руль автомобиля могли лица обоего пола старше 17 лет, но они могли ездить только на автомобиле, указанном в специальном разрешении. При этом должны были доказать “свое умение управлять автомобилем, пользоваться всеми находящимися при нем приборами и производить небольшие починки в случае легкой порчи”. Разрешения же направо управления любыми автомобилями выдавались только лицам мужского пола не моложе 21 года. При этом они должны были подтвердить свои знания слесарного мастерства, элементарных сведений по электричеству по сборке и разборке мотора и прочего, а также “знать грамоту и вообще русский язык”.


Александровская улица. После 1912 г. Автобус поворачивает на Петровскую аллею.

Ездить по улицам на велосипедах разрешалось только “лицам, выдер­жавшим испытание в умении свободно владеть велосипедом, и не иначе, как в общепринятых костюмах”. В местах большого скопления людей и экипажей едущий на велосипеде должен был с него сойти и вести в руках. Езда по тротуарам вообще запрещалась.


Святошин. Велосипедистка в "общепринятом" костюме. 1910-е.

Особо регламентировалась работа конки и трамвая. Не дозволялось входить в вагоны лицам в нетрезвом состоянии, арестантам в сопровождении конвойных, а также “лицам, которые вследствие нечистоты одежды или запаха могут быть неприятны пассажирам, например: трубочисты, маляры, селедочницы и т.п”. В павильонах на трамвайных остановках лежала “книга с письменными приборами для записи пассажирами жалоб на нарушения обязательных порядков на городской железной дороге”.
Большое внимание обращалось на выполнение санитарных постановлений. Они предписывали владельцам домов содержать в чистоте прилегающие к их усадьбам тротуары и половину проезжей части и делать уборку не позже 7 часов утра, а после этого “чистота должна поддерживаться уборкой случайно попавшего мусора и помета, но не подметанием их”. Отдельным постановлением от 10 июля 1883 г. была запрещена “остановка возле заборов или у ворот и калиток для отправления естественных надобностей, а необходимое для того отхожее место должно быть указываемо имеющему в нем надобность дворником каждого двора”.


Вид с Университетского спуска (Круглоуниверситетская улица). 1885 г.


Сегодняшний "порядок" на киевских улицах требует элементарно простого — изучения и заимствования опыта наших предков.


Источник: Ковалинский В.В. "Киевские хроники. Книга I. Юбилеи 2011" - К.: Варто, 2012 г.

Читайте также:
Киевский железнодорожный узел. Начало
Киев до первой мировой. Фотоальбом

Tags: Киевская дума
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments