Kiyevlianin Zrm (kievlyanin2015) wrote,
Kiyevlianin Zrm
kievlyanin2015

Categories:

Киевский железнодорожный узел. Начало.

К середине XIX века наполовину девственный Новороссийский край требовал решительных действий для своего дальнейшего развития. В частности, ощущалась острая необходимость в новых путях сообщения. В одной из своих доклад­ных императору Николаю I  генерал-губернатор Новороссии князь Михаил Семенович Воронцов отмечал: “Сооружение железной дороги даст нам возможность не бояться соперничества иностранных рынков, от чего зависит будущее торговли нашего южного края”.

В 1857 году правительство выдало концессии на строительство железной дороги от Одессы через Киев в направлении Прибалтики, в 1863-м — на дорогу Одесса-Киев с веткой на реку Днестр. Но эти действия не дали результата, поскольку из-за отсутствия достаточных средств акционерные товарищества тогда еще не смогли образоваться. Было решено вложить государственный капитал, и тогда началось строительство линии Одесса — Балта. 293 км этой трассы прокладывали три года, но потом, после длитель­ных обсуждений, постановили идти не на Киев, как первоначально предпо­лагалось, а на Елизаветград (Кропивницкий) и далее — на Харьков.

В итоге акционерное общество “Де-Вриер, Шакен, Брюно и Ко” начало строить Киево-Балтскую железную дорогу только весной 1866 г. Торжества по случаю открытия работ состоялись в роще, где располагалась военная гимназия (будущий Владимирский Киевский кадетский корпус), в лесной вырубке, по которой должны были пролечь рельсы. В торжествах принял участие и освятил начало строительства митрополит киевский и галицкий Арсений Москвин.


Кадетская роща где пролегли первые рельсы КонXIX.jpg

Кадетская роща, где пролегли первые рельсы. Кон. XIX ст.


     Но начатая железная дорога Киев — Балта — это только половина большого проекта. Поэтому уже в декабре акционерному обществу, основанному известными предпринимателями Павлом Дервизом и Карлом Мекком сов­местно с князем Сергеем Долгоруковым, была дана на льготных условиях четырехлетняя концессия на прокладку Киево-Курской железной дороги. Весной 1867-го акционеры взялись за строительство, а 25 июля состоялась торжественная закладка общей для обеих железных дорог станции Киев. На этот момент уже была заложена значительная часть фундамента здания вокзала.



Здание киевского железнодорожного вокзала, построенное в 1867-1870-гг. по проекту арх. Ивана-Фридриха Вишневского, находилось в районе современного вокзала. Комплекс состоял из двух- трехэтажных объемов, соединенных одноэтажными галереями. В связи с развитием железной дороги возникла необходимость в большем помещении вокзала, поэтому в 1910-х гг. здание снесли.

В марте 1868 года начались работы по строительству железнодорожного моста через Днепр. Автором проекта и строителем был 33-летний капитан корпуса военных инженеров, выпускник Николаевской военно-инженерной академии Аманд Егорович Струве. К этому времени он уже успел поработать на строительстве Московско-Нижегородской и Московско-Саратовской железных дорог, сооружал мосты через Москва-реку и Оку стал одним из основателей знаменитого машиностроительного завода в городе Коломне.

В 1867 г. капитан Струве получил назначение в Киевский округ путей сообщения. Перевод на берега Днепра молодого инженера, зарекомендовавшего себя высококвалифицированным и инициативным специалистом, был понятен — приближалось время, когда в Киеве должны были сойтись железные колеи с двух сторон — из Курска и из Балты.


А_Е_Струве (1835—1898).jpg
Аманд Егорович Струве (1835—1898)


Акционерное общество Дервиза, Мекка и Долгорукова значительно приблизило обусловленные сроки строительства Киево-Курской железной дороги, и уже 17 декабря 1868 г. было открыто движение от Курска до Броваров. В святи с этим, газета “Киевлянин” сообщила, что дирекция гостиницы “Европа” (это от нее произошло название Европейской площади) решила направлять к прибытию поездов в Бровары омнибусы (так называлась многоместная конная карета) для последующей доставки пассажиров в Киев.

30 августа 1869 г. началось движение пассажирских и товарных поездов от железнодорожной станции Курск до временной станции Днепр в Кухмистерской Слободке (село, существовавшее на территории современного жилого массива Березняки на левом берегу Киева с начала XVIII века до 1970-х годов), неподалеку от будущего моста. Но еще ровно за месяц до этого Курско-Киевской железной дорогой прибыл на левый берег царский поезд. Это направлялись через Киев в Крым император Александр II, императрица Мария Александровна и великие князья. На правый берег Днепра они переправились пароходом “Александр II".
       Железнодорожный мост был завершен к 12(24) февраля 1870-го, и с утра до шести часов вечера проводились испытания.
      Инженерное сооружение общей длиной более километра состояло из 12 пролетов, верхнее металлическое строение предназначалось для одной железнодорожной колеи, вес всего металлического моста составил 3936 тонн. Для изготовления его частей Аманд Струве устроил на острове напротив Выдубицкого монастыря большую механическую мастерскую, где обрабатывался металл и собирались фермы.
      За испытаниями наблюдали члены комиссии, назначенной министром путей сообщения В.А. Бобринским. Сначала применили спокойную нагрузку, то есть на пролете разместили на определенное время шесть паровозов, а потом их сцепили и составленный поезд проехал на большой скорости по всему мосту. На отдельно устроенных рельсах следили за постоянной осадкой моста, которая не превысила 1,5 дюйма (3,81 см). Полученные результаты полностью отвечали мостостроительным требованиям, разрешавшим прогиб до 2,5 дюймов.

13(25) февраля 1870 г. состоялась освящение сооружения, и беспересадочное движение было открыто. На момент постройки это был самый длинный мост в Европе. Первое его название — Днепровский мост на Киево-Курской железной дороге. Писатель, член императорского географического и археологического общества Николай Сементовский в своей книге “Киев, его святыни, древности, достопримечательности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников”, с восхищением писал: “Мост этот в высшей степени замечательное произведение строительного искусства, он также один из величайших мостов в свете”.

Железнодорожный мост_1870-е.jpg
Железнодорожный мост. 1870-е.

    Газета “Киевлянин” справедливо подытожила: “Не принимая на себя смелости высказывать личный суд о таком специальном деле, мы, однако, считаем себя вправе передать общий голос и людей компетентных, и всей общественности о строителе моста. Струве, по общему признанию, возвел себе вековечный памятник этим сооружением, и имя его не забудется в истории Киева и юго-западного края, также, как не забудется и имя покойного генерал-губернатора А.П. Безака, управление которого неразрывно связано с началом железнодорожного дела в юго-западном крае”. Но оказалось, что будущие поколения об Александре Павловиче Безаке напрочь неблагодарно забыли: шедшая к железнодорожному вокзалу улица, названная в 1869 г. Безаковской, стала ровно через 50 лет улицей Коминтерна, а теперь носит имя Симона Петлюры.

безаковская улица_1870г.jpg
Безаковская улица. 1870-е.


  Аманд Струве за успешное сооружение моста через Днепр был отмечен надлежащим образом. Приказом от 26 февраля (10 марта) 1870 г. капитан корпуса военных инженеров был произведен, минуя чин подполковника, сразу в полковники. В последующем он еще много сделал для Киева. С его именем непосредственно связано появление в Киеве трамвая, освещения, водопровода.



Источники:
1. Ковалинский В.В. "Киевские хроники. Книга I. Юбилеи 2011" - К.: Варто, 2012 г.
2. Интернет ресурс "Київ. Фотолітопис".
Tags: Безак А.П., Киевский ж-д узел, Струве А.Э.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments