Kiyevlianin Zrm (kievlyanin2015) wrote,
Kiyevlianin Zrm
kievlyanin2015

Category:

Киев до первой мировой. Фотоальбом. Часть 1

Представляю сканкопии фотоальбома "Киев Михаила Булгакова" авторства Кончаловского А.П. и Малакова Д.В., Киев "Мыстэцтво", 1990. Некоторые из предлагаемых фотографий встречал в интернете, и в намного лучшем качестве, но большинстово, тешу себя надеждой, выкладываются впервые.

Политехнический институт. 1900-е гг. Сооружение зданий Политехнического института, за предместьем Шулявкой, по Брест-Литовскому шоссе, было закончено в 1901 году.


Войска у здания Политехнического института. Декабрь 1905 г.


Львовская улица (ныне - Артема). 1900-е гг. Вид с Львовской площади. Дома слева и справа разобраны при реконструкции площади в 1970-х годах. Вдали - купола Николаевского собора Покровского монастыря (Бехтеревый переулок, 15, ранее - Дионисовский переулок).


Большая Житомирская улица. 1900-е гг. Вид с Львовской площади на угол улиц Б. Житомирская и Сретенская. Церковь Сретения (Б. Житомирская, 33) была разрушена в 1930-х годах. (Читаем в интернете о чуде обновления: http://fakty.ua/167688-chudo-v-sretenskoj-cerkvi-na-potusknevshih-i-obvetshalyh-ikonah-vdrug-poyavlyalas-pozolota-a-liki-svetleli). Сейчас действует Сретенская часовня (УПЦ КП), ведутся работы по восстановлению храма.


Караимская кенаса. 1900-е гг. (ул. Ярославов Вал, 7, ранее - Большая Подвальная). При советской власти строению причинён непоправимый вред: навсегда был утрачен блестяще выполненный купол храма. Ныне используется не по назначению: как Дом Актера и как офис Национального союза театральных деятелей Украины.


Панорама центральной части Подола. 1890-е гг. Этот весенний снимок сделан с Андреевской горы.


Вид с Андреевской горы на Подол. Конец XIX века. К середине мая вода в Днепре начинала спадать, Киев покрывался молодой майской зеленью, на фоне которой еще наряднее выглядели его древние белостенные храмы. На переднем плане - пересечение Боричева Тока и Андреевского спуска. Справа - соборная церковь Успения Богородицы Пирогощей, упоминаемая в "Слове о полку Игоревом" (Контрактовая площадь, 1, разрушена в 1935 г., восстановлена в 1998), левее - Петропавловская (входила в комплекс Петропавловского мужского монастыря, разрушена в 1930-х гг., теперь в монастырской усадьбе воинская часть) Николы Притиска церкви, Фроловский женский монастырь, далее за ним - церковь Константина и Елены (разрушена в 1930-х гг., сохранилась трапезная по адресу Щекавицкая, 6/8).


Вид на Житний рынок с горы Щекавицы. Вторая половина XIX века.


Вид на урочище Кожемяки с горы Щекавицы. Конец XIX века. В центре снимка, за белым зданием церки видна Воздвиженская улица (еще не элитная). Слева гора Киселевка (=Замковая=Фроловка=Хоревица), правее гора Детинка (=Клинец). Снимок сделан с бедняцкой улицы Лукьяновской.


Вид на Воздвиженскую и Кожемяцкую улицы. Конец XIX в. Внизу слева - Крестовоздвиженская церковь (ул. Воздвиженская, 1, в отличие от множества других киевских церквей, действовала в советское время, ныне принадлежит УПЦ МП), выше, на горе Киселевке, - Троицкая кладбищенская церковь Фроловского монастыря, правее - Андреевская, Трехсвятительская (каменная церковь, построенная в 1185 г. на месте нынешнего здания Министерства иностранных дел - ул. Десятинная, 2, являлась придворным храмом киевских князей, разрушена в 1935-1936 гг.) церкви, купола Михайловского Златоверхого собора, Десятинная церковь.


Фонтан "Самсон" на Контрактовой площади. 1900-е гг. (Архитектор Иван Григорович-Барский, 1749 г. Появился на месте резервуара, сооруженного еще во времена Киевской Руси. Это был самый первый водопровод в Киеве, вода поступала по деревянным трубам, и жители использовали её для своих нужд.) Одно из самых популярных мест старого Подола. Испить холодной ключевой воды, которой приписывались целебные свойства, сходились богомольцы; особенно много их было летом. Здесь же, у Льва, велась оживленная торговля крестиками, иконками, стеклярусом, лентами и корзинами, верейками и даже колясками - плетенными из днепроских и деснянских лоз. Тут же бандуристы и лирники распевали старинные украинские народные песни и думы. Фонтан неожиданно был уничтожен в 1934 году, восстановлен к празднованию 1500-летия Киева.


Угол Нижнего Вала и Житнеторжской площади. 1900-е гг. Торговал весь Подол. Магазины и магазинчики занимали первые этажи домов, отдельно стояли лабазы, лавки и лавочки. Для читающей публики - афишная тумба.


Житнеторжская площадь. 1900-е гг. Лабаз с вывеской "Торговля Д.Я. Фельдмана". Хозяева магазинов не стеснялись указывать свои фамилии на вывесках. Более того, они гордились (не кичились, а именно гордились) этим. Коммерсант, каким-то образом оскорбивший покупателя, мог ставить на своей карьере в городе жирный крест. Случаи хамства становились известными всем горожанам, заведение тут же утрачивало авторитет. В киевских архивных документах почти не встречаются упоминания о подобном. Видимо, продавцы (приказчики) подбирались не только с условием обязательного владения несколькими иностранными языками (по меньшей мере, в магазинах центра), но и безупречно знали этикет.


Александровская улица. 1900-е гг. Ныне разделена на улицу Сагайдачного, Владимирский спуск и улицу Грушевского. На фото нынешняя улица Сагайдачного со стороны Почтовой площади (в середине 70-х годов XX века площадь была расширена и смещена на север). Церковь Рождества Христова, стоящая как бы у ворот Подола, "приспособилась" к изменению планировки после пожара 1811 г.  Храм начали строить по проекту зодчего Андрея Меленского незадолго до пожара, и к моменту катастрофы его стены уже были возведены. Но по первоначальному проекту на улицу должен был выходить не южный, как теперь, а противоположный северный фасад. Поскольку линию улицы переместили, пришлось "подгонять" почти оконченное строение под новый план. Результат – практическое отсутствие тротуара: на снимке видно, что линия трамвая проходит чуть ли не впритык к колоннам церкви. В мае 1861 года в в церкви киевляне прощались с прахом Тараса Шевченко при его перенесении из Петербурга в Канев. В 1935 году церковь была разрушена и восстановлена в 2003.


Петропавловская церковь. 1900-е гг. Основана в 1640 году как католический костел монастыря ордена доминиканцев. В 1691 году вошла в состав вновь открывшегося православного монастыря. Петропавловским он был назван потому, что разрешение на его открытие утверждалось царем Петром I. В 1832 году на территорию Петропавловского монастыря перевели Киевскую духовную семинарию, созданную в связи с преобразованием Киево-Могилянской Академии в Киевскую духовную академию. В 1930-х годах храм и колокольня обители были уничтожены. Теперь в монастырской усадьбе – военная часть.


Братский монастырь и академия. 1910-е гг. Братский Богоявленский монастырь с одноименным собором в центре, колокольней, трапезной и прочими монастырскими строениями располагался на Александровской площади. Справа за тополями виден новый корпус Киевской духовной академии. Несмотря на большое художественное значение, Богоявленский собор был уничтожен в 1935 г. Ансамбль монастыря частично сохранился. В 1991 г. решением Верховной Рады была возобновлена деятельность Киево-Могилянской академии на ее исторической территории как светского независимого университета. На территории древнего монастыря сейчас являются действующими две церкви: храм Святого Духа и Благовещенский храм, принадлежащие УПЦ КП.


Угол Андреевской и Александровской улиц. 1900-е гг. На переднем плане, на углу Александровской - примета двадцатого века: характерная киевская круглая трансформаторная будка.


Андреевский спуск, 2 1900-е гг.


Андреевский спуск. 1900-е гг. Справа дом с лавочкой "Бакалейно-гастрономическая торговля № 13", сейчас - дом-музей Булгакова. На другой стороне улицы пока еще газовый фонарь, но вскоре появятся электрические, на тех же деревянных столбах. Булыжная мостовая, мощеная особо, по-киевски, огражденная от тротуаров деревянными тумбами - чтоб не занесло экипаж или санки на дорожку.


Дом-терем по Андреевскому спуску, 34. 1900-е гг. На переднем плане - парапет площадки Андреевской церкви. Здание сохранилось, но без шатров.


Андреевская церковь. 1900-е гг. Справа стоят извозчики. они дежурили здесь всегда.


Польский костел и панорама "Голгофа". 1900-е гг. Польский римско-католический костел был заложен на склоне Михайловской(=Владимирской) горы еще в 1817 году, строился очень долго (освящен в 1842 г.) и в честь императора Александра I назван Александровским. В 1902 году вблизи костела в специально постоенном круглом павильоне открылась панорама "Голгофа".


Голгофа. Иерусалим в момент распятия Иисуса Христа. Фрагмент панорамы. Огромное живописное полотно создали венские худохники К.Фрош, И. Крюгер и киевский художник С.Фабианский. У киевлян панорама пользовалась большой популярностью. Гимназистов приводили сюда на экскурсию - классами. Здание панорамы разобрано в 1934 году, а живописное полотно хранилось до 1941 г. в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры и было утрачено, предположительно, при взрыве в Лавре.


Владимирская горка. 1910-е гг.

Трехсвятительская улица. 1900-е гг. Пролегала от Царской (=Европейской) площади до Андреевского спуска. Названа так в честь церкви Трех Святителей (Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов). В 1958 разделена на собственно Трехсвятительскую (тогда - Героев Революции), от Европейской площади до Михайловской, и  Десятинную, от Михайловской площади до Андреевского спуска, улицы.
На фото - начало нынешней Десятинной улицы. Посредине - новая колокольня Трехсвятительской церкви (Десятинная, 2 = Трехсвятительская, 10). Построена в 989 году Владимиром Великим в честь крещения Руси, в 1184 г. великий князь Святослав Всеволодович возвел каменную. Первое название - Васильевская, в честь имени "Василий", которое принял при крещении князь Владимир. Церковь считалась "придворной", она находилась на территории, так называемого "Двора Ярослава". В XVII веке неоднократно разрушалась и отстраивалась заново, фигурируя уже под названием "Трех Святителей". Разрушена в 1935-1936 годах.
Слева от колокольни - здание 2-го женского училища духовного ведомства. Хор училища под управлением А.А. Кошица пользовался в Киеве известностью, в репертуаре было много украинских народных песен.

Михайловский Златоверхний монастырь. 1900-е гг.

Памятник княгине Ольге. 1911 г. Автор - молодой скульптор Иван Кавалеридзе. Остаток памятника - бюст княгини Ольги без головы, - находится на Андреевском спуске возле дома № 21.

Часть 2 можно посмотреть здесь.
Часть 3 можно посмотреть здесь.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments