Володимир Мазур (kievlyanin2015) wrote,
Володимир Мазур
kievlyanin2015

ФАБРИКА КАФЕЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИОСАФАТА АНДРЖЕЕВСКОГО И ЕВЫ КУЛИКОВСКОЙ (ул. Кирилловская, 64а)


История усадьбы, расположенной на углу улиц Кирилловской и Заводской, прослеживается с начала XIX века. В 1870-х годах ею владел коллежский регистратор Я. Каунцов. В 1879-м имение перешло в собственность австрийского подданного Юзефата Антоновича Андржеевского – человека, в котором соединились две ипостаси: фабриканта и польского патриота. В современной Украине его больше знают как предпринимателя, организатора самого известного кафельного и майоликового завода, а в Польше – как общественного деятеля, много сделавшего для польской национальной школы в Киеве.

Родился Юзефат (или Иосафат, как его называли в Российской империи) Андржеевский 11 ноября 1849 года в Кельце (сейчас – административный центр Келецкого воеводства, Польша). Происходил из старинного шляхетского рода, его отец брал участие в польском восстании 1830 – 1831 годов, что, вероятно, повлияло на мировоззрение и деятельность сына.

Герб рода Андржеевских (Прус I) во Львове (ул. Тернопольская, 15). Источник "Архітектура Львова"

В 1868-м закончил гимназию и перебрался в Швейцарию, где изучил керамическое дело и получил специальность химика-технолога. В 1875-м открыл в Кракове собственную фабрику по производству кафеля (по другим источникам – керамическую мастерскую в Пжегожалах под Краковом). Однако что-то пошло не так, и через три года молодой Андржеевский свернул бизнес и перебрался в Киев.

В 1879-м он получил разрешение на строительство в своей усадьбе "глино-обжигового завода", и тогда же по проекту архитектора Ромуальда Григорьевича Тустановского был возведен двухэтажный корпус, выходивший на Кирилловскую улицу.

Первоначально предприятие называлось "Кафельный и майоликовый завод И. Андржеевского в Киеве". С 1881 года совладелицей компании стала скульптор Ева Станиславовна Куликовская, и фирма была переименована в "Фабрику кафельных изделий Андржеевского И.А. и Куликовской Е.С."

Ева (польск. – Эва) Куликовская – профессиональная скульптор, купчиха второй гильдии, дворянка по происхождению (по отцу принадлежала к роду Гуща, по матери – роду Нарбут), жена архитектора Юго-Западной железной дороги Валериана Ивановича Куликовского.

Подкова – герб рода Гущи и Тромб – герб рода Нарбут

На производстве Ева Станиславовна отвечала за художественный аспект. Кроме того, она имела собственную скульптурную мастерскую, располагавшуюся по данным 1876 года на ул. Крещатик, 16, по данным 1893 г. – на ул. Малоподвальной, 29.

Здание Правления Юго-Западной железной дороги (ул. Лысенко, 6). Возведено в 1888–1889 гг. по проекту А.И. фон Гогена и В.И. Куликовского. Лепка, украшающая строение, изготовлена в мастерской Е.С. Куликовской

Самым известным произведением Куликовской являлась монументальная фигура архистратига Михаила, поражающего чудовище. Она венчала здание Киевской городской Думы на Крещатицкой площади.

После окончательного установления в Киеве советской власти архистратига сняли со шпиля городского дома, заменив пятиконечной звездой, и поначалу передали в музей, но потом отправили в лом. Источник: Михаил Кальницкий "Дела наши геральдические"

В 1880-х годах на заводе Андржеевского и Куликовской работало одиннадцать мастеров по производству изразцов, шесть мастеров-каменотесов и пятнадцать их помощников различных специальностей. Сохранились данные о заработной плате сотрудников предприятия в конце 1880-х. Выше всего ценилась работа мастера, руководившего обжигом изразцов: его зарплата составляла 50 рублей в месяц (что было в два раза выше средней). Формовщики изразцов работали "от искусства" и в среднем зарабатывали 30-40 рублей, мастера-каменотесы – 25 рублей, извозчик и заводской сторож – 15 рублей в месяц. Последние имели также от завода бесплатные квартиры. Расчет проводился четыре раза в месяц по субботам.

Во 2-й половине 1890-х – начале 1900-х годов, во время "строительного бума", кафельный завод достиг настоящего расцвета. В отдельные годы здесь работало до восьмидесяти рабочих, которые производили 150- 200 тысяч изразцов на сумму более 60 тыс. рублей. Рабочий день длился шесть с половиной – семь часов. Все праздничные и некоторые дни, связанные с событиями жизни царской семьи, были выходными.

Разумеется, увеличившийся объем производства требовал расширение площадей. В 1896-м по проекту архитектора Короля Людвиговича Иваницкого и под его наблюдением корпус вдоль Кирилловской был надстроен третьим этажом.


В 1898–1899 годах к нему вдоль улицы Заводской сделали двухэтажную и трехэтажную пристройки (архитектор не известен). После всех изменений завод представлял собой вытянутую вдоль фронта улицы Заводской сооружение, двухэтажное посередине и трехэтажное на крыльях, под жестяной кровлей.


На первом этаже находились малярная, два помещения для обжига, комнаты для сушки и полива изделий. На втором этаже стояли специальные столы для формирования изразцов, куда из подвала с помощью лебедки и нового электрического мотора по деревянным трубам подавали глину. Здесь же был размещен станок для измельчения глазури. На третьем, мансардном этаже, находился склад моделей и терракоты. В начале 1900-х на территории завода продолжались строительные работы с целью расширения производства. Рядом с главным корпусом возвели еще несколько мастерских, новые склады для хранения глины и готовых изделий, в краеугольной части усадьбы – двухэтажный жилой дом (не сохранился).

Современное здание на месте старого жилого дома. Справа проход к развалинам завода

Продукция завода была отмечена медалями и дипломами на выставках во Львове, Варшаве, Киеве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге. Современникам запомнился павильон предприятия на Киевской сельскохозяйственной и промышленной выставке 1897 года: стилизованный под китайскую пагоду, октагональный по плану, на восьми столбах, облицованных кафелем. Между столбами размещались "двойные" кафельные печи, а в центре строения – "колонна", сложенная из четырех каминов. Возле павильона презентовали другие изделия.

Ассортимент предприятия был разнообразен. Условно его можно разделить на интерьерную, экстерьерную и садово-парковую керамики, причем выпускали продукцию как по типовым, так и индивидуальным проектам. Из типовых образцов выделялись печная керамика (печи в комплекте и их элементы, камины, каминные печи, камины для радиаторов, английские кухни), малые архитектурные формы (колонны), декоративная садово-парковая пластика (фигуры для фонтанов, вазы, бордюры для клумб).

Каминная печь в доме Либермана. Выполнена по индивидуальному проекту. Источник: "Киев – мой любимый город"

Каминная печь и печь-груба в доме Подгорского. Изготовлены по типовому проекту. Источник: "Клуб коренного киевлянина"

Камин по типовому проекту. Из каталога "Кафельного и майоликового завода И. Андржеевского"

Круглая печь по типовому проекту. Из каталога "Кафельного и майоликового завода И. Андржеевского"

Камин для радиатора по типовому проекту. Из каталога "Кафельного и майоликового завода И. Андржеевского"

Английская кухня по типовому проекту. Из каталога "Кафельного и майоликового завода И. Андржеевского"

Изделия производили в терракоте и майолике. Использовали только местную голубую глину, залегавшую на уровне Днепра, к которой примешивали различные сорта огнестойких глин из Донецкого бассейна. Глину фильтровали для удаления грубых частиц, добавляли мелко размолоченные песок и шамот. Такая масса по своим свойствам была очень близка к фаянсовой.

Продукцию производили преимущественно вручную. Так, для изготовления кафеля из массы сначала делали оттиск в специальных формах (деревянных, медных, гипсовых), затем его просушивали и выжигали – терракотовый кафель один раз, майоликовый – два-три раза по 48 часов. Заготовки делали зимой, обжигали летом. Майолику декорировали глазурью, созданной на основе свинцовой эмали с добавлением солей металлов, иногда – позолотой. Терракотовые изделия оставляли неглазурованными или раскрашивали соответственно назначению.

Большинство изделий завода выполнено в историческом стиле, образцы модерна составляли приблизительно пятую часть продукции. Такая пропорция соответствовала вкусам заказчиков, предпочитавшим обычные и понятные образы и формы.

По статистическим данным 1909 года на предприятии работало 50 сотрудников, которые изготавливали продукцию на 87 тыс. рублей в год. В 1914-м количество работников увеличилось уже до 70, а стоимость изготовленных товаров – до 120 тыс. рублей.

Изделия завода распространялись преимущественно в Киеве, и не только в особняках и доходных домах. Например, фабрика изготовила 50 розеток для Свято-Михайловского Златоверхого собора, размещенных под куполами храма. При это, несмотря на "киевскую ориентацию", клиентура фирмы не ограничивалась исключительно рамками города. Продукция Андржеевского и Куликовской зафиксирована в Переяслав-Хмельницком, Днепре, Харькове, Домницком монастыре (Черниговская область), Брянске. Также изделия фабрики распространялись вдоль Юго-Западной железной работы, украшая практически все вокзальные помещения, построенные в конце XIX – начале XX веков.

Свято-Михайловский собор. Начало XX века

Кроме предпринимательской деятельности, Юзефат Андржеевский активно занимался делами киевской польской громады и благотворительностью. Так, в марте 1898-го он был избран членом Комитета по возведению костела Святого Николая. Сотрудничал с Обществом Красного Креста (и за постоянную денежную помощь был избран его пожизненным членом), Римо-католическим благотворительным обществом, Товариществом помощи животным.

Но основным направлением его общественной деятельности было школьное просвещение. Еще в 1881 году Андржеевский открыл на собственные средства подпольную польскую школу при заводе. В 1904-м принимал участие в тайном съезде польских учителей, которых происходил в Узине. В 1906-м, после официального разрешения на деятельность польской "Освиты", возглавлял общество вплоть до его запрещения в 1908-м. В 1912 году за участие в нелегальной работе был на два месяца посажен в Лукьяновскую тюрьму, а в 1914-м – выслан на три года в Астрахань.

В 1917 году вернулся в Киев, где был избран президентом Польской Мациежи школьной и одновременно руководителем отдела образования Польского исполнительного комитета. Благодаря его деятельности в Украине в течение 1917–1918 годов было открыто более 1300 польских школ (начальных, средних, профессиональных), в которых обучалось 85 тысяч детей.

К тому же 1918 году относятся последние сведения о Еве Станиславовне Куликовской. Тогда она вместе с семьей сына и Иосафатом Андржеевским прожила в доме на территории завода.

После прихода к власти в Киеве большевиков завод был национализирован, производственный корпус преобразован в общежитие, а оборудование передано в Межигорье. Туда же, после закрытия польских школ, перебрался и Андржеевский. Он устроился на Межигорский цементный завод, а в 1921 году уехал в Варшаву, где исполнял обязанности секретаря Мациежи школьной, был казначеем и членом правления Варшавского Красного Креста, опекался польской молодежью в СССР. В целом, деятельность Андржеевского поспособствовала переезду в Польшу 1400 детей.

Умер Юзефат Антонович Андржеевский 3 октября 1939 года в Варшаве, похоронен в Брудно (Любленское воеводство, Польша).

От кафельного завода, когда-то лучшего в Киеве, сейчас ничего не осталось. И только печи и камины, разбросанные по сохранившимся особнякам, напоминают о былом великолепии канувшей в небытие эпохи.



Источники:
1. Юлія Смолій  Кахельний і майоліковий завод Йосафата Андржейовського в Києві: власники, виробництво, каталоги // Студії мистецтвознавчі. Архітектура. Образотворче та декоративно-житкове мистецтво; НАН України; ІМФЕ ім. М.Т. Рильського; редкол.: Г. Скрипник (голов. ред.), Р. Забашта, І. Міщенко – К.: Вид-во ІМФЕ – 2012 С. 158-173
2. Звід пам'яток історії та культури України. Енциклопедичне видання у двадцяти восьми томах. Київ. Кн 1. Ч. 3. С–Я Відповідальний редактор П.Тронько.– К.: Головна редакція Зводу пам'яток історії та культури України при видавництві "Українська енциклопедія" ім. М.Р. Бажана – 2011 – С. 1217–2197.
3. Цены и жалования в Царской России. http://www.rusproject.org/node/1252
Tags: Андржеевский И.А., Иваницкий К.Л., Кирилловская улица, Куликовская Е.С., Куликовский В.И., Тустановский Р.Г.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment