Kiyevlianin Zrm (kievlyanin2015) wrote,
Kiyevlianin Zrm
kievlyanin2015

ТАЙНА ДОМА ЗИВАЛЯ (ул. Сретенская, 3/15 / Гончара, 15/3)


История усадьбы известна с 1880 года, когда ее владелица жена нежинского грека Елизавета Бабаиотова, обратилась в строительный отдел Городской управы за разрешением на застройку участка. В архивном фонде сохранились чертежи дома, стоявшего на углу улиц Мало-Владимирской (сейчас Гончара) и Сретенской. Это была двухэтажная постройка: первый этаж кирпичный, второй – деревянный с лаконичным декором, характерным для эстетики массовой жилой застройки Киева 1870 – начала 1880-х годов. Одновременно в глубине усадьбы был возведен одноэтажный деревянный флигель. Проекты дома и флигеля подписал военный инженер Яковлев, руководство работами осуществлял архитектор П. Федоров.

С 1889-го участок перешел в собственность семьи Михаила Ивановича Посудзевского. В том же году под усадьбой были найдены старые подземные ходы, ведущие в направлении Софийского собора. Исходя из предметов и надписей, найденных в подземелье, а также исследовав кирпич из кладки, профессор Петр Александрович Лашкарев датировал находку примерно
XVII веком (до 1680 года). Был даже составлен план части ходов, которых удалось исследовать. Копия этого редкого плана, никогда не публиковавшегося, сохраняется в Центральном историческом архиве Украины, в фонде Киевского общества охраны памятников старины и искусства.

План подземелья. 1889 год.

23 октября (4 ноября) 1889 года археолог Виктор Иванович Гошкевич, вместе с Лашкаревым исследовавший подземелье, сделал доклад на заседании Киевского церковно-археологического общества. Газета "Киевлянин" опубликовала его выдержки: "… Дыра [на карте – 1], ведущая в подземелье, расширена теперь настолько, что человек может туда спуститься беспрепятственно. Спуск крутой: уклон около 60 градусов, держась за веревку… можно благополучно достигнуть подземной галереи, открывающейся на глубине 4 саженей (8,5344 м) от поверхности почвы… Ход широк настолько, что, распрямивши руки по обе стороны, едва касаешься одновременно обеих стен. Воздух в подземелье удушливый, пахнет светильным газом, но свечи не тухнут. От устья дыры идут два хода: один налево [2], имеющий протяжение в 2½ сажен (5,334 м), оканчивающийся обвалом, а другой, прямо [3], всего на 1½ сажени (3,2004 м), далее разветвляющийся налево и направо. Левая ветвь [4] имеет протяжение в 7 саженей (14,9352 м), при конце ее находятся 4 ниши: три по правой стороне и одна – по левой. Эта ветвь идет, все повышаясь и оканчивается обвалом. … Коридор выходит из усадьбы г. Посудзевского, пересекает Сретенскую улицу и направляется под усадьбу Св. Владимирского братства (ул. Сретенская, 2/8); находясь на средине его, под улицей, можно слышать над головою грохот катящихся по мостовой экипажей. … От левой ветви, почти у самого ее начала, отделяется боковая (налево) [5] длиною в 3½ сажени (7,4676 м), вход в которую укреплен кирпичною кладкой, одной стороны обвалившейся. Кирпичи толстые, большие, из красной глины. Почти на половине этого коридора потолок имеет уступ в форме глухой полуарки, на которой нацарапано «1680 м-ца апр. 5». Почерк характерный именно конца 17 столетия. Ход направляется прямо к ограде Софийского собора, но, как и остальные, не выходит из пределов усадьбы г. Посудзевского…

На основании находок и по некоторым другим соображениям, высказано мнение, что открытое ныне подземелье служило винным погребом – воеводы ли киевского 17 в. или другого знатного, например, стрелецкого полковника, или же, быть может, складом вина для шинков Софийского монастыря, существовавших еще и в прошлом веке. Ниши в стенах подземных галерей не могут быть признаны за погребальные, но по своим размерам и по форме вполне годны для установки в них бочек. Кирпичи из кладки в подземелье отнесены профессором П. А. Лашкаревым к более ранней эпохе, чем 1680 год, отмеченный на арке хода…

Коллекция извлеченных оттуда предметов вместе с планом подземных ходов, переданы на хранение в церковно-археологический музей."

Хозяева участка на рубеже XIXXX веков несколько раз менялись: у Посудзевских усадьбу приобрел священник Д. Пашковский, затем – купеческий сын Михаил Петрович Павлюшенко, после – мещанка Мария Викентьевна Павлушенко и ее дети.

В начале 1912-го владельцем участка стал купец 2-й гильдии, гласный Киевской думы Генрих-Владимир Генрихович Зиваль. В разные годы этот предприниматель владел множеством поместий в разных частях города. Так, именно он продал в 1896-м Ионне Зайцеву участок под строительство будущей бесплатной еврейской больницы на Кирилловской улице.

Сразу после покупки новый владелец начал снос старых усадебных зданий для возведения доходного многоэтажного дома. Достоверно автор проекта неизвестен, однако есть основания утверждать, что в строительстве принимал участие гражданский инженер Павел Иванович Голландский.

Первым пошел на слом угловой дом, построенный в 1880-м. В связи с этим бывший хозяин усадьбы Посудзевский 14 марта 1912 отправил письмо в редакцию газеты "Киевлянин", напомнив о старинных подземных ходах, когда-то здесь найденных: "Сейчас производится ломка очень древних домов в г. Киеве и делается выемка под постройку новых…Я убежден, как бывший владелец усадьбы на углу Сретенской и Мало-Владимирской № 15, что в этих местах, в недрах земли должны быть археологические древности. В особенности меня убеждает в этом то обстоятельство, что в усадьбе случайно были открыты мною в 1889 г. подземные ходы, идущие двумя направлениями к Софийскому собору и к Георгиевской церкви, но на довольно большом протяжении они обрываются подвалами и засыпавшейся землей…".

Домовладелец Зиваль также ответил письмом в редакцию: "Я вполне разделяю мнение автора заметки и со своей стороны нахожу нужным предупредить гг. архитекторов, что выемка земли из-под упомянутой усадьбы со вчерашнего дня началась, и именно в тех местах, где предполагаются подземные ходы. Я сам, будучи осведомлен о том, что в недрах земли указанной усадьбы должны быть археологические древности, с интересом наблюдаю за раскопками, но, конечно, было бы весьма желательно, чтобы было учреждено археологическое наблюдение под руководством специалиста. Выемка земли для фронтового дома будет закончена приблизительно к 23 марта, а затем в июне месяце начнется выемка земли внутри двора, что предполагается начать около 20 июня. Домовладелец Г.Зивал."

Надзор за строительством Киевское общество охраны памятников старины и искусства поручило Александру Дмитриевичу Эртелю, археологу-любителю, инженеру по специальности.

12 июня 1912 года Эртель доложил Обществу о результатах надзора: "Мне было поручено наблюдение за усадьбой г. Зивала, где, по слухам, должны были быть ходы в сторону Софийского собора…Хотя на пространстве котлована и ниже почти на ¾ метра (исследовано зондом и пробными ямками) признаков подземных ходов не найдено (может быть, они лежат глубже), но таковые могут быть обнаружены при дальнейшей застройке этой усадьбы. – При рытье земли для котлована обнаружились прослойки, ясно указывавшие на то, что здесь когда-то был небольшой овраг, служивший свалочным местом для всякого мусора и т.п. В юго-западной (примерно) части котлована отрыт небольшой кусок стены с арочкой, судя по кирпичу, довольно старой кладки…Затем, на некотором расстоянии от стены, но за нею, найдено нечто вроде ямы, набитой черным мусором, в которой найдены части скелета человек, череп…В разных местах котлована найдены обломки посуды, стекла, куски костей, может быть и человеческих, а также интересный череп (без нижней части) с ясным следом сквозного удара на лбу…Это все, что найдено в усадьбе Зивала до начала кладки фундамента нового дома, после чего надзор прекращен…Со стороны владельца усадьбы и его приказчика мы встретили самое любезное и предупредительное отношение."

Возведение угловой секции началось в июне 1912 года и продолжалось обычный для того времени срок – два строительных сезона. В архитектурном решении здания нашли воплощение основные характеристики, присущие эстетике модерна – сознательный расчет на выразительность, выявление пластики объемов, тенденция к максимальному использованию возможностей строительных материалов и конструкций. В оформлении фасада использованы элементы украинского модерна: тройные узкие оконные проемы верхнего этажа, полихромные керамические розетки с украинским орнаментом.


Весной 1914-го начались подготовка к закладке фундамента секции со стороны улицы Сретенской. И 10(23) апреля 1914 года, во время земляных работ, подземные ходы были заново открыты. Это событие вызывало достаточно большой интерес у киевлян и широко освещалось в прессе.

17(29) апреля, через неделю после находки, Александр Эртель сделал доклад на заседании Комитета Киевского общества древностей и искусства: "… Когда весной текущего года г. Зивал приступил к сломке старого дома для возведения новых построек, то за этой усадьбой тотчас же был установлен мною надзор. В четверг, 10 апреля, в 3 часа дня постовой городовой сообщил мне, что в усадьбе обнаружены ходы… Ход залегает на 1,6 саженей (3,41376 м) от подошвы выемки, в хорошем лесовом грунте, круто уходя вниз… Схема ходов представляется в следующем виде. Мы счастливо напали на крестовину, т. е. на пункт, где галерея разветвляется… Одна из ветвей хода идет в юго-западном направлении на 14,4 м от входного отверстия и, по-видимому, продолжается в этом направлении гораздо дальше, в сторону Мало-Владимирской улицы, с другой же стороны обнаружены признаки продолжения этой же галереи в сторону Сретенской улицы под усадьбу г. Браткова (участок напротив – Сретенская, 4/13). На расстоянии 8,6 м от входа расположена самая крестовина, где направо идет короткий ход под дом Зивала, а налево крайне любопытный ход почти на юг в сторону усадьбы Софийского собора…Вход в галерею придется как раз в парадном коридоре будущего дома Зивала. Ввиду этого г. Зивал любезно согласился на следующее мое предложение. В парадном ходе он устроит особый постоянный люк для входа в галереи и затем во все время черновой постройки дома мне разрешено работать под землей и удалять через указанный люк землю, в случае надобности расчищать ходы…"

Увы, надежды общественности не оправдались. В тот же день, когда Эртель делал свой доклад, Генрих Зиваль опубликовал в газете "Киевлянин" свое письмо: "При выемке земли в моей усадьбе по Стретенской улице № 3 отрыт вход в подземные ходы на глубине 6 аршин (4,2672 м) от уровня тротуара. Подземный ход имеет главную ветвь, а затем 4 ответвления. Подземные ходы очень занимательны, по бокам имеются ниши, на стенках разные надписи и изображения; однако, несмотря на все это, со стороны археологов не проявлено никакого интереса, не сделано никаких снимков фотографических, а между тем на днях будет возводиться фундамент и может статься, что при этом ходы будут засыпаться. Г. Зивал."

Как видим, домовладелец обвинял археологов в бездействии, что явно не соответствовало действительности. Своим лукавством Зиваль надеялся получить оправдание в глазах публики своим дальнейшим действиям: очень скоро подземный ход был засыпан и рабочие приступили к установке фундамента.

В октябре 1914 года домовладелец обратился в Киевское городское кредитное общество с просьбой о ссуде под залог имения. В связи с этим архитектор Евгений Алексеевич Толстой составил план поместья и его материальную оценку. Имущество оценили в 271 271 рублей, из них дом – в 215 120 рублей. В результате Зиваль получил кредит в 200 000 рублей на стандартный срок – 36 лет и 4 месяца.

План Е.А. Толстого, 1914 год.

В 1915 году секция со стороны Сретенской была готова. В отличие от предыдущей, ее фасад имеет черты неоклассицизма: треугольные сандрики над окнами третьего этажа, отделка горизонтальным рустом первого этажа.

Весь комплекс пятиэтажный, с полуподвалом. В полуэтаже размещались четыре квартиры (двух- и четырехкомнатная и две пятикомнатные) и лавка, на первом ярусе – четыре квартиры (две пятикомнатные, четырех- и семикомнатная), на втором и третьем этажах – по четыре квартиры (три пятикомнатные и одна семикомнатная), на четвертом – пять квартир (четыре пятикомнатные и одна двухкомнатная), на пятом – одна пятикомнатная квартира и 22 номера (т. н. меблированные комнаты). Эти номера Зиваль сдавал арендатору, а тот уже ими распоряжался. В доме предусматривались две парадные лестницы – мозаично-бетонные и гранитные и две черные – гранитные и бетонные. На фасадах лестничные клетки выделены раскреповками с боковыми лопатками.

Фасады завершали пять кирпичных аттиков-парапетов с металлическими решетками между ними. Узко срезанный угол акцентирован аттиком и балконами с металлическими решетками. На уровне фрамуг окон четвертого этажа фасады пересекает фриз из четырех выступающих полос кирпичной кладки с утопленным рядом. Мастерская прорисовка деталей определяет своеобразную образно-стилевую характеристику сооружения.

В 1915 году в доме проживал несколько месяцев Исаак Эммануилович Бабель. В это время он учился в Киевском коммерческом институте.

В 1922-м усадьбу национализировали, в 1923-м передали в арендное пользование Киевскому губернскому профсоюзу. В дальнейшем дом использовался как жилой. Ремонтные работы проводились 1946-м и 1960-м годах.


Оформление подъезда.

Теперь в полуподвале со стороны ул. Сретенской находится вегетарианский ресторан "Tri" – объект не только гастрономический, но и туристический: у входа в заведение установлена композиция "Пес и Волк" по мотивам мультфильма "Жил был Пес". Скульптура появилась в августе 2013 года. Автор – Владимир Заяц. Герои сидят грустные, ведь остановились они возле вегетарианского ресторана.


На боковом фасаде, выходящем на улицу Стрелецкую, 24 декабря 2010 года появилась мозаика из портретов улыбающихся малышей. Автор творения — скульптор Константин Скритуцкий – признался, что несколько лиц "срисовал" с детей своих знакомых, а некоторые взял из Интернета: Всего на стене изображено восемь портретов, расположенных в два ряда. Полный размер мозаики — 15 на 10 метров.


Рядом находится еще один арт-объект – скульптура "Балерина". В 2009 году в рамках программы "Дадим деревьям второй шанс" из засыхающей липы Константин Скритуцкий вырезал фигуру балерины. Балетная пачка сделана из металлической сетки, лицо и руки – из керамики, а волосы из искусственных нитей.

Изначально, при установке скульптуры, волосы танцовщицы были рыжие, но после реставрации в конце 2013 – начале 2014, балерина вернулась отдохнувшей, похорошевшей и… блондинкой. Первоначально Скритуцкий планировал установить здесь памятник спичке, но по просьбам местных жителей, появилась балерина, в честь заслуженной танцовщицы, живущей по соседству.






Источники:
1. М. Кадомська  З маленьких сюжетів великого Міста.
2. Звід пам'яток історії та культури України. Енциклопедичне видання у двадцяти восьми томах. Київ. Кн 1. Ч. 3. С–Я Відповідальний редактор П.Тронько.– К.: Головна редакція Зводу пам'яток історії та культури України при видавництві "Українська енциклопедія" ім. М.Р. Бажана – 2011 – С. 1217–2197.
3. Интернет-портал "В Киеве".
4. Прибавление к путеводителю "Киев и его окрестности" – К.: Типография И. и А. Давиденко – 1882
5. Адресная и справочная книга "Весь Киев". 1899 год. Издание М.Л. Радоминского и А.А. Рогозинского.
6. Справочник "Весь Киев". 1906 год. Издание С.М. Богуславского. Типография 1-й Киевской Артели.
Tags: Голландский П.И., Гончара улица, Гошкевич В.И., Зиваль Г.Г., Лашкарев П.А., Скритуцкий Константин, Сретенская улица, Эртель А.Д.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments