Володимир Мазур (kievlyanin2015) wrote,
Володимир Мазур
kievlyanin2015

ПЕЧЕРСКИЙ ИППОДРОМ (ул. Омельяновича-Павленко, 9; быв. Эспланадная, 3; Урбановича, 5; Суворова, 9)


Днем открытия скакового спорта в Киеве считается 5 (17) февраля 1867 года. Тогда император Александр II подписал указ об учреждении Киевского общества испытания лошадей под председательством генерал-губернатора Александра Павловича Безака. Городская дума предоставила Обществу для устройства ипподрома 16,5 десятины (18 га) земли в районе Лукьяновки, на незастроенной Древлянской площади, вдоль Старожитомирской улицы.


Карта Киева,1900 г. и ее фрагмент с Древлянской площадью в центре

Проработал Лукьяновский ипподром до конца 1880 года и был закрыт после прекращения деятельности Киевского общества испытания лошадей (на тот момент называлось Киевское общество охотников испытания лошадей), в связи с чем земля, которую занимал ипподром, вернулась городу. Позже, в 1900–1902 годах, здесь по проекту Владимира Николаевича Николаева строительной конторой Льва Борисовича Гинзбурга был возведен комплекс благотворительных учреждений Дегтерева. Сейчас в его корпусах располагается Командование Сухопутных сил Украины.

Дегтяревская, 19. Штаб Сухопутных сил Украины – бывшая богадельня Дегтерева

Тем временем, любители скачек не прекращали попыток вновь организовать соревнования в Киеве. 26 апреля (8 мая) 1885 года был утвержден устав Киевского общества охотников конского бега во главе с предводителем дворянства Киевской губернии Николаем Васильевичем Репниным. 5 (17) июля 1885 года он получил разрешение начальника края генерал-губернатора Александра Романовича Дрентельна устроить на Печерском плацу деревянную беседку ипподрома – так тогда называли трибуны для зрителей.

Дальнейшее обустройство заняло еще три года. Наконец, 26 июня (8 июля) 1889-го на Печерском ипподроме состоялись первые бега. Тогда же открылся и тотализатор – куда ж без него!

Здание Киевского скакового общества – наследника Киевского общества охотников конского бега, 1890-ые гг.

Зарегистрировано конное поле было по адресу улица Эспланадная, 3. Из названия улицы видно, что ранее она являлась составной частью эспланады Печерской цитадели. До начала 1880-х эта магистраль имела только четные номера.

Печерская крепость. Улица Эспланадная выделена красным эллипсом


В 1900-х годах в Киеве рядом с Пушкинским парком начал действовать еще один ипподром – Сырецкое скаковое поле, принадлежавшее Юго-Западному поощрительному скаковому обществу. 27 августа (9 сентября) 1906 года на нем были освящены трибуны для зрителей. Это место скачек оставило о себе память, прежде всего, тем, что стало летным полем для киевского самолетостроения. 23 мая (5 июня) 1910 года здесь поднялся и пролетел несколько десятков метров первый отечественный самолет "Кудашев-1", построенный в 1910 году в мастерских КПИ экстраординарным профессором князем Александром Сергеевичем Кудашевым. В 1927—1928 годах на месте Сырецкого скакового поля построили кинофабрику, ставшую киностудией имени Александра Довженко.

Самолет "Кудашев–1" на Сырецком скаковом поле

Не обошли авиашоу стороной и Печерский ипподром. Газета "Киевская мысль" 16 (29) апреля 1911 года писала: "Сегодня, в 4 часа дня, на Печерском ипподроме состоится первый полет С.И. Уточкина. Все необходимые сооружения и постройки на ипподроме вчера закончены; в разных местах забора у ипподрома устроено несколько билетных касс. Трамвайное общество распорядилось, чтобы по линиям, ведущим к ипподрому, пущено было увеличенное число вагонов".

К середине 1910-х старые деревянные трибуны пришли в негодность, и 15 (28) ноября 1915-го по проекту архитектора Валериана Никитовича Рыкова и скульптора Федора Петровича Балавенского были заложены новые, каменные. 30 мая (12 июня) 1916 года трибуны на 4200 зрителей, еще не вполне законченные, освятили. Помещения были оформлены великолепными скульптурами как внутри, так и на фасаде, имели трибуны на железобетонных опорах с металлическим навесом. Здание могло служить и для состязаний, и для развлекательных мероприятий. Но вскоре настало время революций, гражданской войны и перемен власти.

В начале мая 1919-го при ипподроме оставалось лишь 52 лошади, и городские власти приняли решение о его ликвидации. Однако прошли годы, хозяйственная жизнь начала налаживаться, и президиум Киевского окружного исполкома 4 мая 1927 года постановил "признать целесообразным возобновить работу ипподрома". Через год он начал действовать, но до прежнего уровня было еще далеко.

Осенью 1934-го политбюро ЦК КП(б) Украины обязало Совнарком рассмотреть смету на восстановление Киевского государственного ипподрома, установив срок – 1 мая следующего года (как водится, к празднику). И уже в январском номере за 1935 год журнал "Социалистический Киев" в статье "Киевский ипподром будет лучшим в Союзе" писал:

"20 лет тому назад, в первый год мировой войны, был построен киевский ипподром по проекту профессора архитектуры Рыкова. Но он существовал только 4 года, потому что, отступая, петлюровцы [ложь, решение о ликвидации ипподрома принимала красная власть в мае 1919-го] подорвали его в воздух. Ипподром лишь частично отремонтировали, чтобы можно было иногда, от случая к случаю, проводить скачки. И только в последние годы у нас начало широко развиваться коневодство, появилась необходимость воспитывать племенного, здорового и сильного коня. И вот украинское коннозаводское управление решило восстановить и реконструировать киевский ипподром, сделать его первоклассным, чтобы он ничем не уступал лучшим европейским ипподромам. Составить проект нового, значительно расширенного и более благоустроенного ипподрома поручено первому автору и строителю — проф. Рыкову.

Проект скульптурной группы "Жокей на колеснице", 1935 год

По последнему слову техники будет устроено беговое поле ипподрома с призовыми дорожками на дистанциях от 1600 до 4800 м. Тут построят просторные трибуны для зрителей на 4200 мест по первой очереди строительства и на 8000 мест по второй очереди. Построят ряд зданий хозяйственного назначения, рассчитанных на постоянное испытание не менее 300 лошадей, — большие образцовые конюшни, склады для фуража, манежи, подмостки для запряжки и седлания лошадей, каретную мастерскую, ветеринарную станцию, жилые дома для персонала ипподрома на 450 человек.

Особенно важно разместить призовые дорожки бегового поля так, чтобы можно было организовать скачки на дистанциях в 1600 м при двух поворотах вместо трех, как это было раньше. Это очень важно потому, что на повороте лошадь теряет скорость на две секунды. Одна и та же лошадь в Киеве бегала медленнее, чем в Москве и Одессе. Для решения этой задачи необходимо отодвинуть мачту радиостанции, чтобы убрать ее тросы с территории ипподрома в другое место."


Строительные работы были начаты в 1935-м, окончательная смета составила 1,5 млн. рублей. Завершить реконструкцию планировали в 1938-м. Но в срок не уложились, и открытие нового ипподрома состоялось 12 августа 1939 года.

Главное здание двухэтажное, в плане симметричное; из-за своего зрелищного назначения вытянуто вдоль улицы на 125 м. Центральная часть главного фасада выделена полуротондой с модернизированными трехчетвертными ионическими колоннами, второй этаж венчает аттик с аллегорическими фигурами юношей-возничих с фанфарами и девушек с венками в руках. Между колоннами находятся арочные окна и овальные люкарны в обрамлении пластичного ренессансного декора и фигур путти. В нижней части полуротонды обустроен парадный вход, по краям – квадратные в плане башни, каждую из которых венчает небольшая ротонда с колонками дорического ордера.





Массивные ризалиты на боковых крыльях здания подчеркнуты трехчетвертными дорическими портиками под ренессансными фронтонами. Окна ризалитов с полукруглыми перемычками между колоннами увенчаны пластичными картушами.


Весь фасад здания оформлен тонким рустом, более рельефным на первом этаже. Окна второго этажа обрамлены наличниками из тяжелых квадров. Ранее по бокам сооружения размещались широкие лестницы, которые вели на площадку в верхней части трибуны.


Газета "Пролетарская правда" писала: "Главное здание ипподрома капитально реконструировано и расширено. В нем есть ряд удобных операционных залов для обслуживания посетителей. С тыловой стороны здания заново сооружены удобные железобетонные трибуны для зрителей. С открытием столичного ипподрома начинаются осенние испытания племенных лошадей верховой и рысистой пород. Наибольшие государственные конские заводы Украины, а также московский, ленинградский и харьковский ипподромы уже привезли в Киев своих лучших племенных рысаков".


Но уже через два года началась война…

9 сентября 1945 года ипподром вновь открыл сезон. А в октябре 1946-го Киевский горисполком постановил: "Возобновить отвод земельной территории Киевскому Республиканскому ипподрому под реконструкцию и новое строительство по улице Урбановича, 5 в Печерском районе". Но в последующие годы территория скакового поля потребовалась городу под сооружение системы водоснабжения, и 8 мая 1960 года здесь прошли последние рысистые испытания на призы закрытия. В том же году было начато проектирование и строительство нового ипподрома, возле ВДНХ.

А на территории Печерского скакового поля сначала планировали построить спортивный комплекс Дворца пионеров, однако в результате возвели высотки, которые в народе назвали кабминовские, потому что селилось там высшее партийное руководство. К слову, в доме №13 жил экономист и глава Нацбанка Вадим Гетьман.

На оставшейся территории разместили водохранилище: четыре огромных бассейна с водой. Его построили в конце 1960-х для резервного водоснабжения Печерска в случае военных действий.

Главное же здание ипподрома в 1980-х облюбовало чисто советское министерство – сельского строительства, тогда же под офисы были переоборудованы бывшие трибуны. В результате тыловая часть прекрасного дома стала похожей на барак с окошками. С 1989 года в здании находится президиум Украинской академии аграрных наук.

Решением исполнительного комитета Киевского горсовета народных депутатов № 1804 от 22.11.1982 года строение признано памятником архитектуры и градостроительства.


Источники:
1. Виталий Ковалинский  "Печерский ипподром".
2. Звід пам'яток історії та культури України. Енциклопедичне видання у двадцяти восьми томах. Київ. Кн 1. Ч. 1. А–Л Відповідальний редактор П.Тронько.– К.: Головна редакція Зводу пам'яток історії та культури України при видавництві "Українська енциклопедія" ім. М.Р. Бажана – 1999 – 584 с.
3. Адресная и справочная книга "Весь Киев". 1899 год. Издание М.Л. Радоминского и А.А. Рогозинского.
4. Печерский ипподром: от лошадей до чиновников.
Tags: Балавенский Ф.П., Омельяновича-Павленко, Рыков В.Н., ипподром
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments