?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


В 1936-м мастерская "Военпроекта", которой руководил Иосиф Юльевич Каракис, получила заказ на постройку жилого дома для командного состава КВО. Под площадку планировали отдать "пустырь", образовавшийся двумя годами ранее в результате сноса Георгиевской церкви. Каракис отказался осквернять святое место и память о храме, и здание было размещено в стороне от оставшегося церковного фундамента (сейчас на этом месте воздвигнут диковинный памятник пограничникам).


Дом был сдан в эксплуатацию в 1937-м, сильно пострадал во время войны. В годы послевоенного восстановления Киева здание, вернее, оставшуюся от него "коробку", передали только образованной (в 1945 году) Академии архитектуры УССР. Каракис разработал несколько предложений по размещению музеев и залов заседаний Академии на верхних этажах центральной части здания, выполненной в виде большого портала с высокой аркой-проходом на Софийское подворье, по оси Золотоворотской улицы.

Проект под апартаменты Академии архитектуры УССР, 1947—1949

Однако в конце 1940-х Киевский военный округ стал отвоевывать принадлежавший ему до войны дом, и коробка была снова перепроектирована под жилье.


Основной замысел Каракиса заключался в том, чтобы увязать силуэт здания с ансамблем Софийского подворья. В завершении бокового объема, выходящего на Владимирскую, архитектор спроектировал ажурную башенку со шпилем. Эта башенка стала отзвуком колокольни и куполов святой Софии, в перспективе она дополняла шпиль Андреевской церкви. По периметру одного из ярусов были расположены вписанные в тондо барельефы работы Ивана Петровича Кавалеридзе; стену украшали изящные необарочные оконные наличники с геральдическими знаками.


Башенка простояла неделю-две. По городской легенде, Никита Сергеевич Хрущев, принимая в Киеве коллегу – секретаря ЦК ПОРП Владислава Гомулку, показывал ему город. Проезжая мимо дома, Гомулка спросил, указывая на башню: а это что за церквушка? Во избежание вопросов иностранных гостей за одну ночь украшение ликвидировали.


Дом еще с башней. Она хорошо видна на фоне колокольни св. Софии

Современное фото со стороны улицы Владимирской

Эта башенка, наряду с некоторыми другими элементами декора, стала одним из поводов для обвинения Иосифа Каракиса в украинском буржуазном национализме.



А "обезбашенный" дом стоит и сейчас. Здание состоит из пяти секций: первая — семиэтажная (ставшая таковой после съёма башни), шириной в 4 окна; вторая – пятиэтажная, более широкая, длиной в восемь окон; третья – центральная семиоконная с двумя ризалитами на флангах и треугольным щипцом посередине; далее идет четвёртая часть, симметричная второй, и завершает здание пятая секция, похожая на первую, но трехоконная и изначально задуманная без башни.


"Масонские" знаки в подворотне как завершающий элемент декора

Источники:
1. Андрей Пучков  Киевский архитектор Иосиф Каракис.
2. Борис Ерофалов-Пилипчак  Архитектура советского Киева – К.: Издательский дом А+С – 2010

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
vitaviktoria
Oct. 14th, 2019 10:19 am (UTC)
Один из самых любимых домов в городе. Каракис, вообще, был умницей - в те времена и в тех условиях.

Edited at 2019-10-15 08:31 pm (UTC)
lsvkiev
Oct. 14th, 2019 10:38 am (UTC)
Спасибо
rozmysl
Oct. 15th, 2019 06:02 pm (UTC)
Типично советская история: верх башни перестроили в еще один этаж -- в СССР всегда и везде не хватало места и везде, где можно, перестраивали и добавляли новые этажи.

Серпы и молоты в конце концов соскоблят в рамках декоммунизации, или есть какие-то варианты оставить подобное в виде исключения?
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

kievlyanin2015
Владимир Мазур

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by heiheneikko