Kiyevlianin Zrm (kievlyanin2015) wrote,
Kiyevlianin Zrm
kievlyanin2015

УСАДЬБА ИОСИФА РОЗЕНТАЛЯ (ул. Софиевская, 3б, быв. 3 / пер. Шевченко, 4, быв. ул. Козьеболотная, 4)

В последней четверти XIX века усадьба, ограниченная улицами Софиевской и Козьеболотной, принадлежала майору Константину Михайлову. В 1880–1881 годах он построил под наблюдением инженер-капитана Антонова двухэтажный с подвалом дом, выходящий главным фасадом на Софиевскую улицу. Здание представляло собой особняк с тремя магазинами на первом этаже, во дворе находились малоэтажные службы.

В Киеве это было уже не первое сооружение Антонова – в 1877-м инженер-капитан возвел для купца Онуфрия Липского двухэтажный жилой дом по адресу улица Бульварно-Кудрявская, 12.

В 1898 году усадьба перешла к купцу 1-й гильдии Иошер-Лейбе Мóшковичу Розенталю (киевляне называли его Иосиф Моисеевич). Не теряя времени, новый владелец развернул на участке большую стройку: двухэтажное здание со стороны Софиевской "подросло" на один этаж, а со стороны Крещатицкого переулка (бывшая Козьеболотная улица) появился трехэтажный дом. Руководил строительством известный киевский архитектор Андрей-Фердинанд Кондратьевич Краусс.

На этом сотрудничество Розенталя и Краусса не закончилось. В 1902–1903 годах архитектор полностью обновил застройку еще одной усадьбы, принадлежащей Розенталю, – на улице Малой Васильковской (теперь Шота Руставели), 30.

Дом на Софиевской, 3б в плане Г-образный, односекционный. До революции первый этаж был отдан под магазины, на остальных двух размещалось по одной восьмикомнатной квартире.

Софиевская, 3б

Центральная ось симметричного фасада выделена балконами над главным входом и небольшим аттиком с эмблемой владельца. Неоренессансный декор более насыщен пластическими деталями на третьем этаже, где полуциркульные окна с профилированными архивольтами украшены растительными рельефами в простенках и замковыми камнями с гирляндами. Боковые раскреповки выделены пилястрами – модифицированными тосканскими на втором и ионическими на третьем этажах.

Софиевская, 3б. Аттик с эмблемой Розенталя

Лицевой фасад дома в переулке Шевченко, 4 декорирован в формах, близких к неоренессансу. Симметричность его композиции подчеркнута балконами второго и третьего этажей с ажурными металлическими решетками. Центр выделен раскреповкой с пилястрами ионического ордера и фронтоном. Фасад здания украшен богатой лепниной, а центральные окна третьего этажа – замковыми камнями в виде масок львов и ангелочка.

Пер. Шевченко, 4




Согласно "Своду памятников" в здании по Софиевской, 3 в начале XX века работала гостиница "Антверпен", но ни один из справочников "Весь Киев" этого не подтверждает. Зато все они указывают на отель "Саксонский", располагавшийся на Крещатицком переулке, 4

Дом по Софиевской 3б можно смело назвать "домом артистов".

В 1910–1912 годах здесь жил Михаил Ефимович Медведев (настоящее имя – Меер Хаимович Бернштейн) – оперный певец, профессор Киевского музыкального училища, основатель музыкально-драматического театра "Медведь", первый Ленский российской оперы. По месту проживания Михаил Ефимович открыл театральные курсы. В справочнике "Весь Киев" за 1913 год они значатся как "Высшие оперные музыкально-драматические курсы профессора пения М. Е. Медведева". Надо учесть, что в справочнике публиковалась информация за предыдущий год – в 1913-м Михаил Ефимович уже преподавал в Саратовской консерватории.

М.Е. Медведев

В 1910-х годах в доме проживала Марина (Мария) Скибицкая – одна из учениц Медведва, ставшая потом женой Михаила Ефимовича и примой его труппы. С Киевом связаны наиболее яркие периоды сценической деятельности Марины Михайловны. Здесь она была оперной примадонной и любимицей публики. Впервые поступила в Киевскую оперу в сезоне 1907–1908 годов, вновь была приглашена в Киев в 1912-м году и служила здесь (с перерывами) до 1926 года при различных режимах – Российской империи, Временного правительства, Украинской Державы, советской власти.

Во время спектаклей бывало всякое. В ноябре 1914-го газета "Южная копейка" описала следующее происшествие: "Вчера, во время представления "Пиковой Дамы” в нашем Городском театре произошел, благодаря обычной халатности нашей антрепризы, несчастный случай, едва не кончившийся трагически. В 4-й картине артистка Скибицкая, певшая партию графини, должна упасть в кресло мертвой. В этот момент поставленное скаредничающим бутафором кресло разломалось вдребезги, и несчастная певица растянулась вместе с ним. Но г-жа Скибицкая не потеряла присутствия духа и докончила сцену как ни в чем не бывало." Как говорится, "человек упал – это смешно", а вот подняться и продолжить путь – это уже из другой оперы.

В 1919 году Марина Михайловна входила в состав первого украинского советского оперного театра в Киеве "Музыкальная драма", режиссёром которого был Лесь Курбас.

М.М. Скибицкая

В 1920-х в квартире № 5 жила Лия Исааковна Бугова – драматическая актриса, народная артистка УССР. Родилась в 1900 году в местечке Немиров Подольской губернии, ныне – Винницкая область, окончила Немировскую женскую гимназию. В 1915-м семья переехала в Винницу, и вскоре Лиза Фельдшер (так звали девочку) начала выступать на любительской сцене. В 1918 году ее пригласили в профессиональный театр М. Фишзона, но девушка решила по-другому: она вступила в Красную Армию и ушла на фронт. В Винницу Лиза вернулась вместе с мужем в сентябре 1920-го. А в 1922-м комиссар продотряда Бугово́й был убит в местечке Дунаевцы. После похорон Лиза Буговая вспомнила о своем сценическом даре. В 1922–1929 годах Лия Бугова (такой псевдоним взяла себе актриса) выступала в Киеве в составе еврейских (на языке идиш) театров – "Кунствинкл" и Киевском государственном еврейском театре. Позже – актриса передвижных театров, Одесского государственного еврейского театра, Одесского русского драматического театра им. А. Иванова. В память о Лии Исааковне актерами-одесситами, живущими в Нью-Йорке, учреждена театральная премия имени Бỳговой, которой награждаются лучшие актрисы одесских театров.

Л.И. Бугова, Киев, 1922 г.

Усадьба Иосифа Розенталя признана памятником архитектуры и градостроительства (охранные №№ 243 и 343), что, правда, не спасает ее от разрушения.


Пер. Шевченко, 4. Явно видны трещины бокового фасада


Источники:
1. Звід пам'яток історії та культури України. Енциклопедичне видання у двадцяти восьми томах. Київ. Кн 1. Ч. 3. С–Я Відповідальний редактор П.Тронько.– К.: Головна редакція Зводу пам'яток історії та культури України при видавництві "Українська енциклопедія" ім. М.Р. Бажана – 2011 – С. 1217–2197.
2. Прибавление к путеводителю "Киев и его окрестности" – К.: Типография И. и А. Давиденко – 1882
3. Адресная и справочная книга "Весь Киев". 1899 год. Издание М.Л. Радоминского и А.А. Рогозинского.
4. Справочник "Весь Киев". 1900 год. Издание М.Л. Радоминского.
5. Справочник "Весь Киев". 1906 год. Издание С.М. Богуславского. Типография 1-й Киевской Артели.
6. Карманный "Весь Киев" – К.: Издательство "Меркурий" – 1914
7. Адресная и справочная книга "Весь Киев" на 1915 год С.М. Богуславского – К.: Типография 1-й Киевской Артели Печатного Дела.
8. Видатні євреї Білої Церкви // Музей Холокоста Белая Церковь.
9. Ученик Рубинштейна, учитель Руслановой // Евпатория… От Керкинитиды до наших дней.
10. Сто лет назад. Случай в киевской опере
11. Народная артистка УССР Лия Исааковна Бугова
12. Фауст Миндлин: Лия Бугова и Одесский Госет // Альманах "Еврейская Старина", №4(99). 2018 г.
13. Новий звіт пам'яток історії та культури
Tags: Бугова Л.И., Краусс А.К., Медведев М.Е., Розенталь И.М., Скибицкая М.М., Софиевская улица, Шевченко переулок
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments