Kiyevlianin Zrm (kievlyanin2015) wrote,
Kiyevlianin Zrm
kievlyanin2015

КОМПЛЕКС ДОХОДНЫХ ДОМОВ НА АНДРЕЕВСКОМ СПУСКЕ (ул. Андреевский спуск, 11)


Рядом с музеем Булгакова, там, где Андреевский спуск, извиваясь и сбегая вниз, делает очередной поворот, расположились под одним номером два кирпичных дома: первый – двухэтажный с полуподвалом, построенный в 1902–1903 годах, и второй – четырехэтажный, с секцией на одну квартиру.


Первый дом изначально предназначался для одной семьи. Его пятиоконный фасад симметричный, выполнен в формах неоренессанса. Центральная ось выделена раскреповкой. Пышное архитектурно-пластическое убранство фасада составляют лопатки, рустованные на уровне первого этажа, карниз с модульонами, полуколонки, обрамляющие полуциркульные окна второго этажа, многочисленные орнаментальные вставки из лепного растительного декора. В архивольтах верхних окон – замковые камни в виде бородатых маскаронов.



Второй дом построен в 1910–1911 годах в формах позднего модерна с большим влиянием неоклассицизма, на что указывают спаренные арочные окна и композиции из кругов, напоминающие двойные и тройные венки.
На тот момент владельцами участка были супруги Буренко – Георгий Кириллович и Наталья Михайловна. Первый же дом, скорее всего, построили предыдущие хозяева – наследники мещанина Михаила Петриковца, владевшего усадьбой в конце XIX века.


В 1910-х годах двухэтажный дом занимал архитектор Карл Фридрихович Шиман, автор проектов крупных доходных домов: Верхний Вал, 4, Тургеневская, 65, Андреевский спуск, 26 и 2в, Владимирская, 39/24 (знаменитый дом Сироткина) и многих других. Уникальность Шимана как архитектора состояла в том, что по каким-то причинам он не получил диплом техника, дававшего право непосредственно руководить строительством, а потому вынужден был "прикрываться" другими людьми. В частности, по бумагам возведением дом Сироткина руководил гражданский инженер Александр Гилевич.

В конце 2000-х на фасаде двухэтажного дома "жил" кот. Он сидел на небольшом выступе на стене, закинув ногу на ногу, в одной руке держал стакан с водкой, в другой – вилку с нанизанным на ней маринованным грибом. Хвост животного плавно трансформировался в черную змею с раскрытой пастью, вероятно подчеркивая дьявольскую сущность своего хозяина. Очевидно, что автор скульптуры запечатлел момент, описанный в одной из глав романа, когда Кот Бегемот в "нехорошей квартире" пил водку с директором Варьете Степой Лиходеевым: "… на ювелиршином пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно – жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб, в другой".


В 2010-м скульптура исчезла. Считалось, что ее похитили. Но потом оказалось, что кот принадлежал работавшему в полуподвале ресторану, и когда заведение закрылось, скульптуру демонтировали и бросили в кладовку. Дальнейшая судьба Бегемота неизвестна.



Источники:
1. Звід пам'яток історії та культури України. Енциклопедичне видання у двадцяти восьми томах. Київ. Кн 1. Ч. 1. А–Л Відповідальний редактор П.Тронько.– К.: Головна редакція Зводу пам'яток історії та культури України при видавництві "Українська енциклопедія" ім. М.Р. Бажана – 1999 – 584 с.
2. Справочник "Весь Киев". 1900 год. Издание М.Л. Радоминского.
3. Справочник "Весь Киев". 1906 год. Издание С.М. Богуславского. Типография 1-й Киевской Артели.
4. Адресная и справочная книга "Весь Киев". 1911 год. Издание С.М. Богуславского. Типография 1-й Киевской Артели.
5. Интернет-ресурс "В Киеве".
6. Интернет-ресурс Depo.ua.
Tags: Андреевский спуск, Шиман К.Ф.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment