Kiyevlianin Zrm (kievlyanin2015) wrote,
Kiyevlianin Zrm
kievlyanin2015

КИЕВСКАЯ "ПРАВИЛЬНАЯ" СИСТЕМА КАНАЛИЗАЦИИ

В середине XIX века Киев утопал в нечистотах. Канализация как таковая отсутствовала. Отходы сбрасывались в выгребные ямы. Когда они наполнялись, хозяева участка вызывали специальную повозку, куда и перегружались нечистоты. Об оплате договаривались заранее, при этом золотари могли диктовать любые условия, и жители вынуждены были соглашаться. Чтобы сэкономить, хозяева старались как можно реже вызывать золотарей. Для этого применялись разные хитрости: выгребные ямы расширялись, отходы сбрасывали в неположенных местах. На каждом шагу попадались яры, заваленные нечистотами; была масса усадеб, в которых специально разводились свиньи, распространяя вокруг ужасное зловоние; выпуск грязных вод из дворов и выпуск на улицы нечистот во время дождей считался в порядке вещей и не вызывал ни с чьей стороны протеста: ни администрации, ни городского управления.

Золотари

В 1870-х положение стало критическим: из-за жуткой антисанитарии уровень смертности в Киеве был одним из самых высоких в Российской империи. Медики во главе с заведующим кафедрой гигиены, медицинской полиции, медицинской географии и статистики Киевского университета Виктором Андреевичем Субботиным забили тревогу.

В 1878 году при Киевской городской думе начала работать специальная санитарная комиссия. Очень скоро она пришла к выводу о необходимости сооружения городской канализации. В 1879-м Дума создала еще одну комиссию – специальную канализационную – во главе с гласным Евгением Ивановичем Афанасьевым, доцентом кафедры клинической и терапевтической патологии и терапии Университета св. Владимира. В течение года комиссия составила проект канализации, одобренный Думой. Еще одно конкурентное предложение поступило от инженера Аманда Егоровича Струве – автора железнодорожного моста через Днепр и городского водопровода, будущего "отца" Киевского трамвая.

Е.И. Афанасьев

Оба проекта имели существенный недостаток: они предполагали вывод нечистот непосредственно в Днепр. Поэтому, после долгих дебатов, Дума отказалась от них и приняла предложение английского инженера-изобретателя Шона, сделанное через его главного представителя в России купца 1-й гильдии Карла Яковлевича Балкина. К тому времени гидропневматическая канализационная система Шона уже функционировала в 30 городах Великобритании, Америки и Индии и получила широкое признание.

В 1890 году изобретатель посетил Киев. Результатом его приезда стал контракт с Городской думой, подписанный в 1891 году. Согласно договора, Балкин получил права на эксплуатацию канализационного хозяйства в течение первых 36 лет, после чего оно навсегда переходило в полную собственность Киева.

Преимущество этого проекта заключалось в том, что для отвода всех сточных вод можно было ограничиться одним конкретным местом – оросительной зоной, под которую отвели участок вблизи Пуща-Водицкого леса (теперь это Минский массив) размером 210 десятин (2,96 кв. км), из которых собственно под оросительные поля было предназначено 160 десятин (в расчете на 160 тыс. жителей), 11 десятин – под служебную усадьбу и насосную станцию, остальные 100 десятин – под заливные луга и лес. Согласно расчетов, оросительные участки планировалось разместить на возвышении, выше самых высоких уровней паводков на 5 м и выше уровня грунтовых вод минимум на 3 м, что по замыслу устроителей, позволяло иметь троекратный "запас прочности".

Схема оросительных полей. 1903 год

Общая смета работ составила около 1 800 000 рублей. Деньги рассчитывали получить от западных инвесторов, но в дело вмешались киевские промышленники-меценаты – братья Терещенко и Бродские. Они организовали и поддержали материально акционерное общество "Киевская канализация", членами которого стали местные домовладельцы. Председателем правления избрали Евгения Афанасьева, на тот момент уже профессора кафедры частной патологии и терапии. В 1892 году акционерному обществу перешли все права и обязанности по соглашению 1891 года. Балкин, как и было прописано в контракте, остался исполнителем проекта. Позже он стал эксплуатационником всей канализационной сети, построенной под техническим надзором его постоянного помощника, инженер-железнодорожника Р.П. Саблина. В заключении проекта и управлении строительством участвовали профессор Фадеев, инженеры Эйхенвальд и Моргулев. В проектировании сооружений, в частности, Подольской машинной станции, был задействован также тогда еще только начинавший свой творческий путь архитектор Владислав Владиславович Городецкий.

золотари.jpg
Подольская машинная станция городской канализации (ул. Введенская, 23). Приказом Министерства культуры и туризма Украины № 706/0/16-10 от 15.09.2010 комплекс признан памятником градостроительства, архитектуры, науки и техники

Торжественная закладка канализационной системы состоялась 30 мая 1893 года на Царской площади. В глубокий котлован была опущена медная табличка с памятной надписью, поверх которой представители высшей власти Юго-Западного края собственноручно положили первые кирпичи. Прокладка сети началась в марте 1894-го с укладки труб на Кузнечной улице (сейчас улица Антоновича). В октябре в эксплуатацию был введен Старокиевский самосплавный участок, 10 ноября – Подольский, в 21 декабря – Лыбидской эжекторные участки.

Царская площадь, под которой находился главный сборный резервуар для нечистот. Фотография 1900-х годов

Таким образом, Киев, первый из городов Российской империи, получил в конце 1894 года "шоновскую" или, как тогда говорили, "правильную" систему канализации. Протяженность сети составляла 3000 км. Она охватывала около 2000 усадеб, которые были разделены на три канализационные районы – самосплавный Старокиевский, главный эжекторный Лыбидской и эжекторный Подольский. В рамках двух последних движение нечистот по трубам шло с помощью специальных устройств – так называемых эжекторов Шона, которые при определенных условиях срабатывали под действием сжатого воздуха. Для подачи воздуха по чугунным трубам к эжекторам были построены главная Прозоровская машинная станция (не сохранилась) на Троицкой площади и Подольская машинная станция на улице Введенской (до 1898 г. – участок № 19, затем – № 23). В результате все нечистоты самосплавом или с помощью эжекторов накапливались сначала в большом главном сборном резервуаре емкостью 15 тысяч ведер (примерно 182 000 куб. м), построенном под Царской площадью (теперь Европейской) и оборудованном специальными защитными устройствами для устранения запаха. Из него по чугунному (под Владимирским спуском) и кирпичному коллекторах через Подол и Куреневку направлялись на оросительный участок. Еще один сборный резервуар – для Подола – находился у Введенской машинной станции, откуда нечистоты мощными насосами перекачивались в кирпичный коллектор.


План Подольской машинной станции городской канализации

В оросительной зоне нечистоты сперва попадали на нижние поля. При этом каждое поле могло с помощью специальных заслонок (шлюзов) орошаться независимо от других. Во время орошения жидкость из деревянных желобов поступала в направляющие канавки и далее – в оросительные борозды. На высотах между бороздами высаживались овощные культуры. На более высокие – верхние поля – сточные воды попадали путем подкачки их насосами с паровыми приводами. Время доставки нечистот от наиболее удаленных частей города на поля орошения составляло максимум 7 часов, т.е., стоки доставлялись в "свежем", еще не забродившем, гнилостный виде. Для приема нечистот в холодные месяцы были подготовлены бассейны-накопители, где сточные воды слоем 0,5 саженей (1,0668 м) удерживались до периода таяния. Для четкой работы полей орошения Дума отрядила туда специальное подразделение работников.

Закладка насосной станции на полях орошения

Однако, к сожалению, очень скоро стало понятно, что надежды киевлян на существенное санитарное оздоровление города не оправдались. Во-первых, из 184-тысяного населения канализация охватила только 80 тысяч. Так что количество грязных потоков из дворов усадеб несколько уменьшилось, но отнюдь не исчезло.

Во-вторых, достаточно часто случались поломки труб канализации и их засорение, что приводило к выливанию сточных вод на поверхность улиц. Все это вызвало вполне справедливые нарекания жителей относительно работы Общества канализации. В свою очередь, Общество, и тоже вполне справедливо, упрекало население за неумелое пользование и засорение системы канализации, особенно усадебных подключений. Временами дело доходило до суда.

В-третьих, проект был слабо рассчитан на увеличение населения и, соответственно, возрастающую нагрузку на систему. К 1907 году в Киеве проживало уже порядка 404 тысяч человек. Т.е., с момента запуска канализационной системы число ее пользователей увеличилось более чем вдвое! Поля орошения уже были не в состоянии освоить настолько выросший объем нечистот. В результате стоки попадали в Днепр, откуда киевляне брали воду для питья. Это привело в 1907 году ко вспышке эпидемии холеры и смерти 389 человек.

Карикатура "Пробуждение киевской весны". Газета "Киевская мысль". 1908 год

Последствием этого печального события стали, во-первых, переход города на артезианское водоснабжение, во-вторых, замена в 1912 году канализации Шона системой коллекторов, сооруженных бельгийской компанией. При этом Подольская машинная станция была расширена и сохранила свое предназначение. Прозоровская же оказалась ненужной и была в 1915-м переоборудована под хлебопекарню.

Подольская машинная станция городской канализации. Дымоход


Источники:
1. Звід пам'яток історії та культури України. Енциклопедичне видання у двадцяти восьми томах. Київ. Кн 1. Ч. 2. М–С Відповідальний редактор П.Тронько.– К.: Головна редакція Зводу пам'яток історії та культури України при видавництві "Українська енциклопедія" ім. М.Р. Бажана – 2003 – С. 585–1216.
2. Початок будівництва каналізації згідно з першим проектом // Интернет-журнал "Полимерные тубы".
3. Олег Коваль Киевская канализация // Интернет-альманах "Киевские истории".
4. Музей канализации.
5. Население Киева.
6. Водопровод и канализация.
7. Михаил Кальницкий  Старинный аромат // Газета "Контракты", № 37, сентябрь 2008 г.
8. Адресная и справочная книга "Весь Киев". 1899 год. Издание М.Л. Радоминского и А.А. Рогозинского.
9. Интернет-ресурс "Новий звіт пам'яток історії та культури".
Tags: Введенская улица, Киевская канализация
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments